«Поле инноваций в инженерном образовании»

 

 
   
  В.М. Приходько, д.т.н., проф.; В.М. Жураковский, д.т.н., проф.; И.В. Федоров, к.ф.н., проф.

Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) – МАДИ (ГТУ), г. Москва.

Тел.: (095) 155-0144

Модернизация высшей технической школы России призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентноспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Деятельность по модернизации российского образования многогранна, многоаспектна и должна быть ориентирована на отвечающие современным требованиям и мировым тенденциям изменения в системе и/или ее отдельных элементах, обусловленные объективными потребностями и процессами ее устойчивого функционирования и развития.

Результативность модернизаций во многом определяется уровнем и масштабом инноваций, восприятия действующей системой объективно необходимых изменений и нововведений, направленных на ее постоянное совершенствование, обновление и развитие.

Инновационная политика и, соответственно, реальная инновационная деятельность в сфере инженерного образования обусловлены следующими основными факторами:

bulletнаучно-техническим прогрессом, т.е. интенсивным обновлением теоретических знаний и создаваемых на этой основе новых материалов, производственных технологий и образцов техники, а также новых отраслей экономики;
bulletзначительным увеличением массивов учебной информации, необходимой для освоения обучающимся профессиональной образовательной программы при сохранении нормативного срока обучения;
bulletразвитием комплекса личностных и профессиональных требований к выпускникам программ высшего технического образования, которые обусловлены объективным ходом истории, социально-экономическими условиями жизнедеятельности мирового сообщества в целом и каждого конкретного государства, а также изменениями содержания профессиональной деятельности инженера;
bulletразвитием педагогической науки, ее методов и технологий;
bulletразвитием информационной техники, в том числе телекоммуникаций, а также информационных технологий и программных продуктов;
bulletустойчивым развитием потребности молодежи всех стран и регионов мира в получении высшего профессионального образования высокого качества.

Инновационные изменения в сфере образования направлены на все аспекты подготовки специалистов: организационные схемы; образовательные технологии; процессы интеграции обучения и воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью; методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также его кадровое сопровождение.

Среди реализованных и развиваемых в последние годы инновационных процессов в инженерном образовании наиболее продвинутыми являются следующие:

bullet

подготовка специалистов (будущих научных работников в рамках магистерских программ, а также инженеров-исследователей в рамках инженерных программ) по интегрированным образовательно-научным программам, реализуемым вузом совместно с научными и инновационно-техническими организациями;

bullet

целевая подготовка специалистов к практической инженерной деятельности по интегрированным образовательно-производственным программам, реализуемым вузом совместно с ведущими производственными объединениями и предприятиями;

bullet

формирование единой высокоразвитой информационной среды системы высшего профессионального образования путем интегрирования разработок вузов;

bullet

организация крупномасштабных подсистем «открытого» образования, дистанционного обучения, телеконференций и т.д.;

bullet

разработка, апробация и внедрение в учебный процесс передовых педагогических методов и технологий, высоких информационных технологий и широкого спектра программных продуктов;

bullet

развитие инновационных процессов различного назначения, формирование региональных, муниципальных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских инновационных структур с участием в их деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;

bullet

обновление структуры высшего технического образования;

bullet

развитие спектра и, соответственно, перечня образовательных программ направлений и специальностей высшего технического образования;

bullet

обновление содержания основных программ высшего профессионального образования в соответствии с развитием требований к выпускнику вуза, а также обусловленное новыми научными знаниями, прикладными разработками, техническими достижениями; это обновление содержания осуществляется в рамках традиционных учебных дисциплин действующих основных образовательных программ, а также путем введения в программы инженерной подготовки новых дисциплин — «Информационные технологии», «Телекоммуникационные технологии», «Всеобщее управление качеством», «Основы бизнеса», «Основы маркетинга», «Теория принятия решений», «Экологическое обеспечение производства», «Психология деятельности личности в профессиональной группе», «Профессионально-ориентированная подготовка по английскому языку» и др.;

bullet

разработка широкого спектра дополнительных образовательных программ для обеспечения удовлетворения потребностей студентов вуза, работников предприятий и организаций, а также других граждан (в том числе иностранных) в получении новых знаний.

Развитие высшего технического образования в России соответствует основным положениям всемирной концепции «продолженного» образования (образования на протяжении всей профессиональной карьеры): в течение последних десяти лет сформирована гибкая многоступенчатая структура программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологии.

Новые виды инженерной деятельности, обусловленные прогрессом науки, техники, технологий, организации производства, нашли отражение в создании новых образовательных программ — «Инноватика», «Реновация средств материального производства», «Биомедицинская инженерия», «Триботехника», «Мехатроника», «Лазерная техника и лазерные технологии», «Материаловедение и технология новых материалов», «Управление и информатика в технических системах», «Автономные информационные и управляющие системы», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», «Инженерная защита окружающей среды», «Безопасность технологических процессов и производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление качеством».

Важнейшую роль в реализации требований к выпускнику инженерного вуза, сформулированных мировым сообществом на XXI век, играют инновационные изменения в содержании действующих основных образовательных программ.
С учетом повышения коммуникационных требований к специалисту необходимо усилить подготовку в области иностранных языков (в первую очередь, английского), расширять международные контакты, обмен студентами, аспирантами и преподавателями, развивать «включенное» обучение за рубежом. Кроме того, необходимо совершенствование подготовки специалистов в областях компьютерного моделирования, компьютерных и сетевых технологий.

Требования повышенной гражданской и профессиональной ответственности специалиста XXI века за результаты своей деятельности реализуются посредством совершенствования общегуманитарной (социология, инженерная психология и др.), правовой и экологической подготовки инженера.

Для того, чтобы обеспечить ускоренную адаптацию выпускника к требованиям рынка труда, он должен знать основы мировой и национальной экономики, теории и практики управления, основы бизнеса, принятия ответственных профессиональных решений и управления качеством производственных процессов и продукции.

К другим аспектам инновационной деятельности в сфере высшего технического образования относятся:

bulletформирование развернутой системы международных, национальных, региональных, муниципальных и отраслевых студенческих научно-технических конференций, семинаров и творческих профессиональных конкурсов;
bulletформирование новых организационных форм, в том числе международных профильных высших школ;
bulletразработка новых типов интеллектуальных тренажеров, приборов, измерительной, испытательной, исследовательской техники, используемых и в учебном процессе вузов.

Мировая стратегия развития «продолженного» образования наиболее эффективно реализуется при условии разработки и динамичного обновления широкого спектра краткосрочных дополнительных образовательных программ, каждая из которых в содержательном аспекте является инновацией.

Подготовка специалистов по интегрированным образовательно-научным и образовательно-производственным программам осуществляется на базе «метода погружения в среду». Учебный процесс организуется так, что студент при освоении практической части дисциплин образовательной программы выполняет академические установочные задания, приобретая необходимые первичные навыки, а основную часть практической подготовки (в научно-технической, проектно-конструкторской или организационно-технологической профессиональной деятельности) реализует в режиме реальной работы в научной организации или на производстве. Эта работа может сочетать самостоятельную деятельность и деятельность в малой профессиональной группе. Такая схема организации учебного процесса более эффективно (по сравнению с традиционной схемой преобладающего обучения в вузе) формирует профессиональную самостоятельность и ответственность обучающегося. Базами реализации интегрированных программ, помимо высшего учебного заведения, должны быть ведущие отраслевые научно-исследовательские организации, институты национальных академий наук, а также ведущие производственные объединения и предприятия, как правило, имеющие долгосрочные соглашения с вузом о деловом партнерстве, целевой контрактной подготовке специалистов, элитной подготовке, совместных научных исследованиях и инновационных разработках. Важную роль в становлении выпускников как творческих, знающих основы бизнеса специалистов, играют технопарки, инновационные центры и другие формирования, выполняющие работы по созданию и производству образцов и малых серий наукоемкой продукции.
 

величение доли индивидуальной работы студента и расширение части образовательной программы, ориентированной на практическую профессиональную подготовку, вызывают необходимость интенсификации теоретического обучения. Решению этой проблемы способствуют:

bulletосвоение преподавателями инженерных вузов классических и новейших психолого-педагогических методов и приемов; это обеспечивается программами (трех уровней) повышения педагогической квалификации преподавателей вузов, которые сформированы центрами инженерной педагогики, институтами и факультетами повышения квалификации преподавателей и школами педагогического мастерства;
bulletформирование интегрированных фондов электронных учебников, учебных пособий, справочников, атласов, обучающих, тренинговых и контроли-рующих программ с целью рационального использования современных информационных технологий в сочетании с сохранением периодов непосредственного общения студента и преподавателя;
bulletформирование корпоративных сетей (межвузовских, отраслевых, региональных, национальных и межгосударственных, включая глобальную сеть Internet) и виртуальных вузовских представительств.

За последнее десятилетие в российском образовании накоплен значительный опыт разработки и практического использования различного уровня и вида инноваций, который подробно освещен в сборнике «Инновации в высшей технической школе России». Вып. 1,2 «Состояние и проблемы модернизации инженерного образования»: Сб. ст. /МАДИ (ГТУ). – М., 2002.