«Поле инноваций в инженерном образовании» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.М. Приходько,
д.т.н., проф.; В.М. Жураковский, д.т.н., проф.; И.В. Федоров, к.ф.н., проф.
Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) – МАДИ (ГТУ), г. Москва. Тел.: (095) 155-0144 Результативность модернизаций во многом определяется уровнем и масштабом инноваций, восприятия действующей системой объективно необходимых изменений и нововведений, направленных на ее постоянное совершенствование, обновление и развитие. Инновационная политика и, соответственно, реальная инновационная деятельность в сфере инженерного образования обусловлены следующими основными факторами:
Инновационные изменения в сфере образования направлены на все аспекты подготовки специалистов: организационные схемы; образовательные технологии; процессы интеграции обучения и воспитания с научными исследованиями и производственной деятельностью; методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также его кадровое сопровождение. Среди реализованных и развиваемых в последние годы инновационных процессов в инженерном образовании наиболее продвинутыми являются следующие:
Развитие высшего технического образования в России соответствует основным положениям всемирной концепции «продолженного» образования (образования на протяжении всей профессиональной карьеры): в течение последних десяти лет сформирована гибкая многоступенчатая структура программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологии. Новые виды инженерной деятельности, обусловленные прогрессом науки, техники, технологий, организации производства, нашли отражение в создании новых образовательных программ — «Инноватика», «Реновация средств материального производства», «Биомедицинская инженерия», «Триботехника», «Мехатроника», «Лазерная техника и лазерные технологии», «Материаловедение и технология новых материалов», «Управление и информатика в технических системах», «Автономные информационные и управляющие системы», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», «Инженерная защита окружающей среды», «Безопасность технологических процессов и производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление качеством». Важнейшую роль в реализации требований к выпускнику инженерного вуза,
сформулированных мировым сообществом на XXI век, играют инновационные
изменения в содержании действующих основных образовательных программ. Требования повышенной гражданской и профессиональной ответственности специалиста XXI века за результаты своей деятельности реализуются посредством совершенствования общегуманитарной (социология, инженерная психология и др.), правовой и экологической подготовки инженера. Для того, чтобы обеспечить ускоренную адаптацию выпускника к требованиям рынка труда, он должен знать основы мировой и национальной экономики, теории и практики управления, основы бизнеса, принятия ответственных профессиональных решений и управления качеством производственных процессов и продукции. К другим аспектам инновационной деятельности в сфере высшего технического образования относятся:
Мировая стратегия развития «продолженного» образования наиболее эффективно реализуется при условии разработки и динамичного обновления широкого спектра краткосрочных дополнительных образовательных программ, каждая из которых в содержательном аспекте является инновацией. Подготовка специалистов по интегрированным образовательно-научным и
образовательно-производственным программам осуществляется на базе «метода
погружения в среду». Учебный процесс организуется так, что студент при
освоении практической части дисциплин образовательной программы выполняет
академические установочные задания, приобретая необходимые первичные навыки,
а основную часть практической подготовки (в научно-технической,
проектно-конструкторской или организационно-технологической профессиональной
деятельности) реализует в режиме реальной работы в научной организации или
на производстве. Эта работа может сочетать самостоятельную деятельность и
деятельность в малой профессиональной группе. Такая схема организации
учебного процесса более эффективно (по сравнению с традиционной схемой
преобладающего обучения в вузе) формирует профессиональную самостоятельность
и ответственность обучающегося. Базами реализации интегрированных программ,
помимо высшего учебного заведения, должны быть ведущие отраслевые
научно-исследовательские организации, институты национальных академий наук,
а также ведущие производственные объединения и предприятия, как правило,
имеющие долгосрочные соглашения с вузом о деловом партнерстве, целевой
контрактной подготовке специалистов, элитной подготовке, совместных научных
исследованиях и инновационных разработках. Важную роль в становлении
выпускников как творческих, знающих основы бизнеса специалистов, играют
технопарки, инновационные центры и другие формирования, выполняющие работы
по созданию и производству образцов и малых серий наукоемкой продукции. величение доли индивидуальной работы студента и расширение части образовательной программы, ориентированной на практическую профессиональную подготовку, вызывают необходимость интенсификации теоретического обучения. Решению этой проблемы способствуют:
За последнее десятилетие в российском образовании накоплен значительный
опыт разработки и практического использования различного уровня и вида
инноваций, который подробно освещен в сборнике «Инновации в высшей
технической школе России». Вып. 1,2 «Состояние и проблемы модернизации
инженерного образования»: Сб. ст. /МАДИ (ГТУ). – М., 2002. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||