|
Материалы из
доклада В.А. Косолаповой
на пленарном заседании V городской научно-практической
конференции "Развивающее обучение - путь к
научно-гуманистической системе образования г.Перми",
состоявшейся 24 - 25 апреля 2001 года
Специфика прошедшего учебного года и очередного
этапа освоения, становления и развития
вариативных систем развивающего обучения (РО) в г.
Перми заключается в том, что 2000-2001 учебный год
стал, с одной стороны, завершением предыдущего
периода развития системы образования в
соответствии с "Программой до 2000 года" и
началом нового этапа развития. 2 декабря 2000 года
городская Дума утвердила новую пятилетнюю "Программу
развития городской системы образования до 2005
года".
Данная Программа появилась в
специфическом контексте состояния и развития
Российской системы образования, составной
частью которой является наша муниципальная
система.
4 октября 2000 года постановлением правительства
Российской Федерации № 751 принята "Национальная
доктрина образования в Российской Федерации".
Другим не менее судьбоносным
документом, по крайней мере на уровне декларации
намерений, стала "Стратегия социально-экономического
развития России на 2000-2010 гг." от 30 июня 2000 года и
"План действия правительства в области
социальной политики и модернизации экономики на
2000-2001 гг." (раздел "Реформирование
образования" от 26 июля 2000 г.). В этих документах
образовательные разделы стоят на первом месте.
Стратегия "модернизации образования",
разработанная правительством на ближайшие 10 лет,
определяет следующее: "Образование должно
помочь России ответить на вызовы, стоящие перед
ней в социальной и экономической сферах, в
обеспечении национальной безопасности и
укреплении институтов государства. Именно "социальный
заказ" общества и государства будет
определять направления развития и изменения
системы образования России в первом десятилетии
XXI века".
10 апреля 2000 года № 51-ФЗ была утверждена
"Федеральная программа развития образования"
как организационная основа государственной
политики Российской Федерации в области
образования.
Все эти документы определили новую
ситуацию (контекст) развития городской системы
образования.
В общественное сознание страны "вброшены"
многие проблемы, требующие осмысления и
обсуждения: "Концепция 12-летней школы",
активное участие в разработке идей и текста
которой принимали участие авторы-разработчики
развивающих технологий; "единый
государственный экзамен"; государственные
именные финансовые обязательства (ГИФО), которые
ученик получит (вероятно, начиная с 2004 года)
наряду с аттестатом об окончании школы и
сертификатом о качестве сданных экзаменов,
дающие право на покрытие целиком или частично
расходов на дальнейшее обучение, в том числе и в
вузе и многие другие.
"Программа развития городской
системы образования до 2005 года" учитывает не
только общий Российский контекст, но и
конкретизирует цели и задачи с учетом специфики
нашего муниципального развития.
В Перми сложилась уникальная ситуация
опережающего развития (по отношению к задачам,
определенным на федеральном уровне в качестве
перспективных) системы образования: а) есть
научно-гуманистическая концепция; б) в течение 5
лет ведется сознательно управляемая,
опережающая системная переподготовка учителей в
русле гуманистической образовательной
парадигмы, в которую вовлечены как
государственные институты переподготовки: вузы
города (прежде всего ПГПУ), ПОИПКРО и др., так и
некоммерческие образовательные структуры (ЗУУНЦ);
в) решением ГКОН осуществляется научно
сопровождаемое "мягкое" освоение новых
образовательных технологий теми школами,
которые выбрали этот инновационный путь
развития и прокладывают дорогу другим; г) создан
и успешно развивается координационный центр
поддержки и управления устойчивым развитием
городской системы образования в направлении
освоения и внедрения новых технологий - Центр
развития образования (ГЦРО); д) в рамках открытой
системы опорного движения накапливается и
ежегодно обобщается на научно-практических
конференциях и в сборниках по их итогам опыт
освоения, становления и развития новых
технологий развивающего образования
образовательными учреждениями всех видов и
типов.
Мы подошли к рубежу, когда не отдельные единичные
классы РО отдельных образовательных учреждений
завершают полный цикл основной школы, а десятки
классов переходят в старшую школу и ставят новые
задачи перед администрациями школ, РОО и ГКОН.
Подтвердим обозначенные тенденции и
предварительные выводы конкретными фактами и
цифрами, относящимися к реализации вариативных
систем развивающего образования.
Как и в предыдущие годы, не ставилась задача
искусственного расширения систем РО за счет
увеличения классов РО, если школа не готова к
такому шагу и не выбирает технологию осознанно.
Главными задачами текущего года были:
обеспечение преемственности развивающего
обучения на разных ступенях школы, прежде всего,
начальной и средней; повышение качества
реализации РО в начальной школе; адаптация
содержания и технологии преподавания в классах
РО средней школы, а также экспериментальные
подходы в освоении РО в подростковой школе (на
общероссийском уровне совместно с Международной
ассоциацией развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
образовательной системой "Школа-2100; на
городском уровне как городские
экспериментальные площадки), выстраивание
качественно нового управления этими процессами.
Решению этих задач были посвящены все основные
действия, предпринятые ГКОН и ЦРО.
Продолжалось самоопределение школ в
выборе основной системы РО или одновременное
развитие двух-трех систем. Что мы имеем на
сегодняшний день? По данным, обобщенным ЦРО,
картина следующая:
Из 166 общеобразовательных школ города 109
осваивают ту или иную систему РО, причем 44
общеобразовательных учреждения внедряют 2
системы (в разном сочетании), а 6 ОУ пробуют 3
разные системы (см. таблицу).
Таким образом, можно говорить, что школ
традиционного обучения в городе остается
немного. Само "традиционное обучение"
активно модернизируется, начинает наполняться
новым содержанием, т. к. современные процессы в
образовании вынуждают ТО в той или иной степени
присваивать себе достижения РО, поэтому чаще
всего речь идет о ТО с "элементами РО".
Особенно активно процесс взаимопроникновения и
взаимообогащения технологиями идет в ОУ, в
которых технология РО "выращена" и
преемственно реализуется в среднем звене. Именно
здесь в наибольшей степени обнаруживаются все
преимущества развития детей в новых
педагогических системах.
Как распределяются школы по вариативным
системам?
По данным районных методических служб на 01.04.2001.
по дидактической системе Л.В. Занкова
преподавание ведется в 70 общеобразовательных
учреждениях, по развивающей системе Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова - в 38 ОУ, а также в школах-интернатах
№№ 1, 3, 6, 113, по образовательной системе "Школа
2100" - в 59 учебных заведениях, по системе "Экология
и диалектика" Л.В. Тарасова -в 1 школе (лицей №117).
Вариативные развивающие системы развивающего
образования изменяются с разной скоростью и
интенсивностью.
Самыми быстрыми темпами (более чем в три раза) в
последние два- три года идет освоение
Образовательной программы "Школа-2100". Это
обусловлено, во-первых, тем, что все учебники для
начальной школы, а также большинство учебников
для основной школы рекомендованы или допущены
Министерством образования РФ, разработана
методическая база для учителя и дидактические
материалы для учеников. "Программа" в
качестве основного приоритета выбирает знания,
поэтому переход учителей из ТО (где также
результатом качества обучения считаются ЗУНы) на
новую систему становится более привлекательным
и менее болезненным, их предыдущий
педагогический опыт не отрицается, а наоборот,
востребован. В-третьих, в городе созданы хорошие
условия для обучения и переподготовки учителей,
а анализ посещаемости учителей этих курсов при
ПГПУ позволяет судить о большой
заинтересованности учителей (наполняемость
групп в два - три раза выше запланированной).
Количество классов, обучающихся в городе по
образовательной программе "Школа 2100",
неуклонно растет. В 32 городских ОУ она сочетается
с системой Л.В.Занкова, в 3 - с системой РО Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова, а в 6 - с обеими
технологиями.
На новый этап своего развития в этом году вышла
система РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Международная Ассоциация "Развивающее
обучение" поставила перед учеными и учителями,
осваивающими эту систему, задачу совместного
создания "подростковой школы". В связи с
этим начался широкомасштабный формирующий
эксперимент по разработке и апробации
естественнонаучных предметов подростковой
школы. 10 образовательных учреждений города Перми
под руководством ГЦРО включились в освоение
новых программ по биологии, географии, физике и
химии.
Накоплен большой опыт освоения программ РО
учителями начальной школы, учителями-предметниками.
На базе опорных школ проводятся семинары,
работают педлаборатории, педмастерские,
проводятся консультации и стажировки для
учителей РО. Большую помощь учителям оказывают
специалисты ПГПУ, ЗУУНЦ, ПОИПКРО, на базе которых
работают предметные лаборатории, проводятся
курсы, семинары. Растет число педагогов и
методистов, прошедших курсы в центрах РО в Москве,
Томске, Харькове. Гимназия №3, школа-гимназия №69
и школа №81, а также школа-интернат №1 фактически
стали научно-методическими центрами по РО в
городе и районах.
Стабилизировалось количество школ, внедряющих
эту систему. Уходит в прошлое опыт преподавания
отдельных (иногда только одного) предметов по
программам РО в конкретном классе.
Продолжает развиваться дидактическая система Л.В.
Занкова в образовательных учреждениях города,
хотя и более медленными темпами, этому
способствует сотрудничество ученых ПГПУ,
ПОИПКРО с учителями школ, для учителей
организуются курсы переподготовки, работают две
опорные школы с полным набором методических
услуг.
Однако, если в начальной школе разработаны и
утверждены Министерством образования УМК по
всем основным учебным программам, то для
основной школы учебники и методические пособия,
обещанные центром Л.В. Занкова, так и не появились.
Отсутствие преемственности вынуждает некоторых
учителей переходить в другие образовательные
системы (особенно в "Школу-2100"), в которой эта
проблема не стоит так остро. Хотя в городе
имеется успешный опыт внедрения принципов
дидактической системы Л.В. Занкова в основной
школе, например, учителями опорных школ № 31 и 122, а
также школ № 83, 109, 81, гимназии № 5. количество
классов, обучающихся на основах данной
дидактической системы, снижается. Ничего
страшного в этом нет. Администрации школ стали
больше задумываться над проблемой
преемственности начальной и средней школы,
строже подходить к выбору системы обучения.
Важно сделать все, чтобы дети, начавшие обучение
в конкретной педагогической системе, получили
возможность успешно завершить обучение в школе.
Во второй ступени классы развивающего обучения
системы Д.Б. Эдьконина - В.В. Давыдова), работают в
22 ОУ, дидактической системы Л.В.Занкова - в 25 ОУ,
образовательная система "Школа 2100" - в 4 ОУ.
Отметим также, что технологическая
проработанность системы РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
позволила школам, в которых есть эти классы,
реально повлиять на другие системы развивающего
обучения, не имеющие такой технологической
проработки, особенно на систему Л.В.Занкова.
Основную нагрузку по координации освоения и
совершенствованию вариативных систем школ РО в
текущем году осуществлял ГЦРО.
Выделим основные направления его деятельности:
1) организация, координация, методическое
сопровождение деятельности опорных
образовательных учреждений,
2) координация экспериментальной работы по
проблемам развивающего обучения,
3) организация городских проблемных групп по
разработке важных для городской системы
образования проблем,
4) организация и проведение олимпиад по
развивающему обучению,
5) анализ и оценка состояния образовательной
ситуации в городе в аспекте освоения РО.
Важным в системе подготовки педагогов РО в нашем
городе является повышение квалификации
непосредственно на рабочем месте: в школе РО, на
уроках РО. Институт опорности, прошедший
становление в городе за последние три года,
является тем механизмом, который позволяет это
сделать. Обучение непосредственно в
образовательном учреждении ориентировано на
задачи школы, интересы и затруднения педагогов,
способствует созданию профессиональных
контактов, особой рефлексивной среды,
способствующей саморазвитию и самообразованию
учителей. Этим г.Пермь уникален во всех
вариативных системах РО.
В 2000-2001 учебном году в городе работали
10 опорных школ: РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова по
следующим темам:
· "Системное освоение технологии Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова": школы № 81, 69,
гимназия № 3.
· "Формирование естественнонаучного
мировоззрения": школа № 117.
· "Создание организационно-педагогических
условий для развития личности": школа №104.
· "Освоение и совершенствование системы РО в
единстве учебной и внеучебной деятельности":
школа №15.
· Освоение системы "Математика. Психология.
Интеллект": школа №77.
По дидактической системе Л.В. Занкова по темам:
· "Проблемы преемственности начального и
среднего звена в классах РО": школа №31.
· "Освоение системы Л.В. Занкова начинающими
учителями": школа №122.
По Образовательной программе "Школа-2100": по
теме "Освоение образовательной системы "Школа-2100":
школа №59.
Опорные школы сегодня играют важную
роль в системе повышения квалификации педагогов,
предлагая полный цикл возможных источников
повышения квалификации, в том числе знакомство с
достижениями в практической деятельности
учителей. Для обучения педагогов используются
открытые уроки, лекции, семинары, практические
занятия по проектированию уроков, консультации.
За 8 месяцев прошедшего учебного года на базе
опорных школ проведено 32 семинара, 79 занятий
педагогических мастерских, 12 занятий
педагогической лаборатории, 7 стажировок, 14
тематических консультаций.
Обратим внимание на то, что из года в год
транслируемый опыт педагогов РО становится
более адресным, школы стараются найти такие
формы работы, которые позволяют сделать общение
с педагогами высокой квалификации более
эффективным: изучение опыта непосредственно на
уроках в совместной деятельности, подготовка
дидактических материалов, написание и издание
учебно-методических пособий и т.д. По сравнению с
прошлым годом увеличилось количество и качество
стажировок у лучших педагогов РО, создается и
развивается особое профессиональное сообщества
педагогов, в котором и происходит обучение и
развитие педагогического мастерства учителя РО.
Более предметной и разнообразной становится
также работа в педагогических мастерских (ПМ)
учителей. Обучение в такой форме повышения
компетентности педагогов также основано на
передаче собственного опыта лучших учителей.
Проблематика разная - от узких тем для учителей,
осваивающих систему, до широких, влияющих на
профессиональное становление педагогов.
Исследовательской деятельности педагогов РО
помогает работа в творческих педагогических
лабораториях. Две творческие лаборатории были
организованы впервые в опорной школе №117 по
темам: "Развитие личности в системе
развивающего обучения" (научный руководитель
А.А.Волочков, доцент ПГПУ, к.псих.н.), "Органическая
гуманитаризация естественнонаучных дисциплин"
(руководитель И.И.Чурилов, преподаватель ПГУ).
Подбор диагностического инструментария,
обсуждение полученных результатов, их
математическая обработка, совместная
интерпретация данных диагностики - вот неполный
перечень вопросов исследуемых в рамках
лабораторий.
На протяжении трех лет школа №77 является опорной
по системе МПИ (Математика. Психология. Интеллект),
объединяет проблемную группу (ПГ) педагогов,
разрабатывающих задания для диагностики
математической компетентности педагогов,
анализирующих работы учащихся, проводящих
единые срезы по математике. Данная модель во
второй ступени гармонично "обслуживает"
классы РО систем Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В.
Занкова. На постоянно действующих семинарах
слушатели знакомятся с опытом работы педагогов
школ, на авторских курсах углубляют
теоретические основы системы. В этом году школа
№ 77 расширила сферу своей деятельности, включив
в нее и учащихся. Совместная деятельность
педагогов и учащихся в рамках дискуссионного
клуба, интеллектуальной игры "Умники и умницы"
способствует развитию и тех, и других.
В течение нескольких лет опорная школа №15
транслирует опыт организации жизнедеятельности
учебных коллективов учащихся, способствующий
самореализации всех участников
образовательного процесса. Тема "Освоение и
реализация технологии развивающего обучения в
единстве учебной и внеучебной деятельности как
условие развития личности и индивидуальности"
представлена системой открытых уроков, занятий,
семинаров, работой педагогических мастерских,
системой внеклассных событий (рождественских
встреч, дней славянской культуры, концертов,
фестивалей и театральных спектаклей для детских
домов, интернатов и домов ветеранов). Это опыт
признан на федеральном уровне. В ноябре 2000 года
школа № 15 объявлена федеральной
экспериментальной площадкой.
Ежегодно в сообществе опорных школ
появляются образовательные учреждения,
осваивающие технологии РО, открывающие свой опыт
другим школам. Среди них в текущем году назовем
гимназию № 4 (бывшая школа-гимназия № 92), школа №
35 (Дзержинский район), школа № 33 (Свердловский
район), школы-интернаты № 1 и № 6 (прямое
подчинение ГКОН).
Наряду с вовлечением новых членов,
опытные педагогические коллективы активно
участвуют в развитии систем РО, включаясь в
опытно-экспериментальную инновационную
деятельность на разных уровнях. Так,
экспериментальная работа в РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
проводилась:
· в городских экспериментальных площадках: школе-интернат
№1 по теме "Школа полного дня как развивающая
среда"; в школе №33 по теме "Разработка
модели создания и организации обучения детей
интегрированного класса для основной
общеобразовательной школы"; в школе №149 по
теме: "Риторизация образовательной
деятельности как механизм гуманизации и
гуманитаризации в ходе реформирования
образования";
· в экспериментальных площадках МАРО (Международной
Ассоциации "Развивающее образование"):
школы №№ 15, 33, 35, 69, 77, 81, 104, 117, 149, гимназия №3 по
разработке и апробации естественнонаучных
предметов в подростковой школе. На будущий год
предполагается вовлечение большего числа
пермских школ в апробацию естественнонаучных
предметов и новый этап эксперимента по
разработке математики и истории;
· в федеральных экспериментальных площадках:
школа № 15 по теме: "Подростковая школа -
историко-театральный центр по изучению
славянской культуры"; школа №149 по теме: "Школа
риторики и риторизации, становления и развития
системы РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"; школа №
17 по теме: "Освоение образовательной системы
"Школы-2100".
В рамках межведомственного целевого проекта "Медико-психологическое
и психолого-педагогическое сопровождение
деятельности образовательных учреждений города"
ГЦРО была организована работа по проведению
исследования с целью определения степени
влияния образовательной технологии на
физическое и психическое здоровье учащихся.
При ГЦРО создана научно-практическая
лаборатория "Диагностика развивающего
обучения" (руководители к.псих.н. Коптева Н.В., к.псих.н.
Волочков А.А.), разработан пакет информационных и
диагностических материалов для проведения
исследования групп учащихся третьих классов,
обучающихся по системам Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
Л.В.Занкова и -традиционного обучения (всего
около 500 человек).
Помимо перечисленных форм освоения и
переподготовки, экспериментального
исследования новых развивающих систем и
технологий, наш город отличает также системное
научное сопровождение и системная
переподготовка учителей РО, осуществляемая
разными образовательными институтами. Приведем
некоторые направления и цифры.
В мае 2000 года завершилась первая совместная
трехлетняя программа РО ГКОН-ЗУУНЦ (Западно-Уральский
учебно-научный центр), участие в различных
семинарах и курсах которой приняли более 4 тысяч
учителей начального и среднего звена (разных
предметов), воспитателей, психологов и
управленцев (4140) (не считая участников четырёх
ежегодных городских научно-практических
конференций), что позволило повысить качество
освоения и реализации РО Д.Б. Эльконина - В.В.
Давыдова в школах г.Перми.
В июне 2000 года состоялся запуск новой,
теперь уже четырёхлетней программы РО ГКОН-ЗУУНЦ,
которая организована в форме летней школы РО. В
летней Школе риторики в РО проходят
переподготовку учителя, психологи и управленцы
из образовательных учреждений, РОО, Психолого-педагогических
центров г. Перми. Завершилась программа "Гуманитаризации
образования", направленная на повышение
общефилософской и предметной компетентности
учителей среднего звена. Полуторалетнее
обучение завершили 107 учителей (из 150
приступивших) из 33 образовательных учреждений г.
Перми. В мае 2001 года завершилась первая программа
"Учебный диалог в РО" для учителей
начального и среднего звена школ РО Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова из цикла программ "Освоение
и развитие диалоговой культуры в школе". Всего
в семинарах программы ГКОН-ЗУУНЦ прошли
переподготовку 932 человека.
В текущем учебном году на факультете
переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров Пермского
государственного педагогического университета
было обучено всего 1995 педагогов: на тематических
курсах по организации учебной деятельности
учащихся в рамках дидактической системы Л.В.
Занкова 67 педагогов начальной школы и 15
педагогов среднего звена.
На ознакомительных курсах по
Образовательным программам "Школа 2000", "Школа
2100" обучено 150 педагогов начальной школы, 30
человек среднего звена, 40 специалистов
дошкольных образовательных учреждений.
Итогом 3-х летней работы творческой
группы учителей русского языка и литературы
явилось создание городской консультационно-творческой
группы под руководством к.п.н. Рябухиной Е.А.
Продолжает работу творческая лаборатория
учителей иностранного языка под руководством к.п.н.
Белогрудовой В.П. В основе их деятельности
положена концепция А.А. Леонтьева "Педагогика
здравого смысла"
Творческая лаборатория учителей
математики под руководством к.п.н. Пестеревой В.Л.
"Современные технологии обучения математике в
школе" знакомит участников с принципами
построения современного математического
образования, помогает осмыслению вопросов
преемственности преподавания различных моделей
обучения, способствует приобретению их создания
и умения проектировать, решает проблемы
адаптации современных учебников по математике.
Второй год направляет деятельность проблемно-целевого
семинара к.п.н. Власова И.Н. Основной целью его
работы стало оказание методической помощи
учителям математики, желающим творчески
реализовать идеи развивающего обучения в
среднем звене. Появилась необходимость
совместного определения содержательной и
технологической деятельности классного
руководителя, реализующего вопросы организации
коллектива на принципах РО. Эта работа проведена
на базе Дзержинского района в рамках семинара-практикума
"Психолого-педагогическая подготовка
классного руководителя" (руководитель к.п.н.
Коробкова В.В.)
Несколько слов об олимпиадном движении школ РО:
районном, городском, международном.
С 1977 года стало традицией проведение олимпиад по
развивающему обучению. За 5 лет своего
существования олимпиадное движение стало
хорошей школой творчества и возможностью
применения приобретенных знаний на практике, как
для ее организаторов, так и для участников.
В пяти городских олимпиадах приняли участие 83
команды, или 808 учащихся.
Организаторы олимпиады, бережно сохраняя ее
традиции, постоянно обновляют ее содержание и
формы проведения: она была выездной и на базе
городских школ № 77, 31, были опробованы
индивидуальный, парный и групповой туры, было и
два индивидуальных тура для учащихся; задания
составлялись одинаковые и разные для обеих
образовательных систем. В 2001 году для
составления заданий были привлечены авторы
учебных курсов и ученые вузов г. Перми; и в связи с
большим количеством заявок на участие олимпиада
разделилась на две: V олимпиаду школ РО по системе
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и I олимпиаду школ РО
по системе Л.В. Занкова. Все это говорит о том, что
это живое, развивающееся явление в
образовательной системе города, и не за горами то
время, когда возникнет необходимость
организации третьей олимпиады для школ,
осваивающих программы Образовательной системы
"Школа 2100".
Сегодня можно говорить не просто об отдельном
городском мероприятии, а об организованном
олимпиадном движении школ РО, включающем в себя
школьный, районный, городской туры олимпиады и
заканчивающемся участием в Международных
олимпиадах в г. Москве. Множество индивидуальных
и командных призов, привезенных нашими учащимися,
позволяет судить о высоком уровне знаний, умении
применять их в новых ситуациях, умении
сотрудничать. В 2001 году 6 команд города Перми
приняли участие в заочном туре Международной
олимпиады.
Эти городские олимпиады школ развивающего
обучения можно рассматривать как этап
подготовки учеников со 2 по 9 класс ко
Всероссийским предметным олимпиадам.
Ежегодно учителя развивающего обучения
принимают участие в городском туре конкурса "Учитель
года".
В 2001 году среди участников конкурса 6 педагогов
развивающего обучения всех вариативных систем.
Победителем областного конкурса "Учитель года"
стала
Евсеева Лия Ренатовна, учитель русского языка и
литературы гимназии № 3.
Нерешенные задачи и тревожащие ГКОН тенденции:
Не удалось в полной мере преодолеть
управленческие издержки недостаточной
координации процессов освоения, становления и
развития РО на школьном, районном и городском
уровнях. По-прежнему не разграничены областные и
городские (районные) мероприятия. Много
совпадений, присутствует "обязаловка", а не
выбор школами тех мероприятий, которые им
необходимы.
Нам нужно приучиться влиять на выбор и
посещаемость не приказами и распоряжениями, а
стимулированием и анализом зависимости
вовлечения, активности участия в районных и
городских программах и качества реализации
развивающих систем. Чего, к сожалению, пока мало
наблюдается.
Требуют по-прежнему особого внимания вопросы
планирования подготовки и переподготовки
педкадров для обеспечения преемственности
начальной и средней школы, хотя некоторое
улучшение ситуации наблюдается.
В текущем году не удалось в полной мере наладить
своевременное информирование обо всех формах
переподготовки, причем, как на уровне школ, так и
на уровне районных отделов и городского комитета.
"Столкновений" мероприятий было меньше, чем
в прошлом году, но они были. По-прежнему были
случаи, когда одни и те же администраторы,
учителя и специалисты приглашались в одно и то же
время на разные мероприятия. Считаем необходимым
ужесточить в новом учебном году контроль за тем,
как посещаются программы, оплачиваемые ГКОН.
Речь идет о разумном использовании тех
финансовых ресурсов, которые прогнозируют новое
качество образовательных услуг, которые
выгоднее осуществлять на общегородском уровне в
силу, скажем, их новизны и уникальности. "Забывчивость",
необязательность, накладки-совпадения снижают
результативность и дорого обходятся.
Обращаем внимание районных отделов: если мы
берем на себя расходы по переподготовке учителей
РО в масштабе города, то ваша ответственность
заключается не только в подборе совместно со
школами наиболее нуждающихся в этом, достойных и
заинтересованных педагогов, но и в оперативном
отслеживании хода их подготовки, в помощи в
прохождении обучения, создании условий для
достижения наибольшей результативности. Если
окажется возможным, использовать прошедших
переподготовку в городской программе на
районном уровне, заранее обговаривая это с
учителями и администрацией школы. Нужна
максимальная отдача от вложенных в
переподготовку средств.
Обращаюсь к администрации школ: вышесказанное
относится в полной мере и к вам. Следует лучше
отладить как систему своевременного
информирования коллектива о том новом, что
предлагает город и район, что учителя получают на
городских (районных) семинарах, "открыли" в
других школах, т.е. следует улучшить
внутришкольные формы переподготовки.
Остается до конца нерешенной проблема
комплектования школьных библиотек и учебно-дидактической
базы школ и РМК.
Улучшается работа ГКОН по вовлечению
преподавателей вузов города, по расширению
участия кафедр и преподавателей в работе
проблемных, творческих групп. Более активными
стали связи с МАРО и авторами предметных
программ и учебников по РО Л.В. Занкова и Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова, образовательной
программы "Школа-2100". Однако еще многое
предстоит сделать.
К сожалению, не во всем удалось скоординировать
работу с Департаментом образования и науки,
ПОИПКРО по разработке методики экспертизы школ
РО, критериев оценки достижений РО.
Несколько проблем, связанных с пониманием РО и
качеством освоения новых технологий.
То, что 109 школ города внедряют различные системы
РО, не должно "успокаивать". "Элементы РО"
или "подобие РО" еще не есть РО. Требуется
постоянная экспертиза и работа над пониманием
сущности и повышением качества реализации
вариативных развивающих систем.
Относительно легко осваиваются совершенно новые,
видимые аспекты РО, труднее "углублять"
понимание, осваивать "тонкие" аспекты
технологии. Нужно иметь терпение, особенно
ретивым администраторам, и не ожидать легких и
быстрых успехов, нужно постоянно помогать
учителям разбираться во всех тонкостях новых
систем.
Надо осознать, что без глубокого понимания
сущности основных понятий РО и употребление их с
другими смыслами, способствует не развитию, а
дискредитации новых технологий.
Ключевой отличительной спецификой управления
должно стать управление не людьми, а процессами.
Процесс включает в себя влияние происходящего на
ориентиры общественного развития, реальную
расстановку кадров, управленческие действия. При
таком понимании управления процессами в системе
управления должны появиться новые качественные
изменения. В каждом управленческом действии
начинает отражаться все многообразие возможных
системных изменений в образовании и за его
пределами. Управление процессами начинается
тогда, когда ее структуры идут на партнерские
отношения, создают условия для качественного
анализа происходящего, для обозначения всех
действующих субъектов и постановки общих целей.
В прошедшем году партнерское действие по
разработке и принятию "Программы развития
городской системы образования до 2005 года" было
сделано. Сейчас наша задача поддержать
устойчивое развитие вариативных систем
развивающего образования, которые является
системным механизмом реализации новой программы
и в целом образовательной политики городской
Администрации. В ней есть весь набор действий,
благодаря которым наши дети смогут не только
получать качественное современное образование,
но и смогут благополучно жить, благодаря
полученному образованию.
|