научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||||||||
|
Социальный проект
“ Создание сети клубов образовательной политики ПФО”ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ОКРУЖНАЯ ЯРМАРКА СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ “САРАТОВ-2001” Конкурс “Социальное партнёрство” Отметьте проектную линию, на которую подаётся заявка: O Образовательная политикаОтметьте тип проекта: O Новый этап реализуемого проекта Название организации: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов “Центр развития образования имени С.О. Ветлугина” г. Перми.
Название проекта: “Создание сети клубов образовательной политики ПФО” Краткое описание проекта Модернизация образования требует привлечения к её осуществлению педагогов профессионалов и их сообществ. Опыт многолетнего освоения системы развивающего обучения (РО) в городе Перми, показал, что педагоги РО – категория педагогов, наиболее активно участвующих в разработке и реализации образовательной политики (ОП) региона.
Цель проекта – создание сети клубов образовательной политики ПФО. “Ассоциация педагогов РО г. Перми” активно конструирует эффективные модели подростковой школы РО, формируя один из приоритетов развития ОП региона. В ходе работы над проектом будет создана информационная система города и ПФО, обеспечивающая постоянный доступ и быстрый обмен информацией отдельным образовательным учреждениям, клубам и “Ассоциации”, а также будет сформировано сообщество педагогов, оказывающее влияние на образовательную политику региона. Кульминация проекта - проведение фестиваля клубов образовательной политики и организаторов РО, как новой формы интеграции деятельности учителей, учащихся и родителей по формированию образовательной политики в ПФО. В результате реализации проекта, ожидается увеличение числа людей, участвующих в формировании образовательной политики округа, установление многообразных связей между участниками данного процесса.
Дата начала проекта (не ранее 1 ноября 2001 года): 1 ноября 2001 г. Дата окончания проекта : 31 октября 2002 г. Продолжительность проекта: 12 месяцев
СЕКЦИЯ I 1)Информация об организации-заявителе а) Адрес организации: 614000, г. Пермь, ул. Луначарского, 42 б) Тел. № (3422) 12-41-38 в) Факс № (3422) 34-25-06 г) E-mail: ced@pstu.ac.ru
д) ФИО руководителя проекта: Санина Светлана Петровна е) Должность в организации: методист научно-методического отдела ж) ФИО и директора организации: Куляпин Алексей Сергеевич з) Пожалуйста, укажите организационно-правовую форму вашей организации (как в свидетельстве о регистрации) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
2) Партнёры (если есть) 1)НОУ открытый институт “Развивающее образование” а) Название организации: НОУ открытый институт “Развивающее образование” б) Адрес организации: 121609, Москва, ул. Крылатские Холмы, д. 15(1) в) Тел. № (095) 413-6005 г) Факс № -(095) 413-6005 д) e-mail: cpro@elnet.msk.ru е) Ф.И.О. контактного лица:
Воронцов Алексей Борисович, ген. директор института, канд. педагог. наук
2) НОУ гимназия “Золотая горка” а) Название организации: НОУ гимназия “Золотая горка” б) Адрес организации: Набережные Челны, Н. Город, 52/04 в) Тел.№ (8552) 59-90-79, (8552) 59-25-64 г) e-mail: goldenhill@narod. ru е) Ф.И.О. контактного лица: Ивлева Фирдаус Гаптразаковна,директор,канд.псих. наук
3) Пермский государственный технический университет. а) Название организации: ПГТУ, Региональный центр информатизации. б) Адрес организации: 614000, Пермь, Комсомольский проспект, 29/а в) Тел. № (3422) 198-308 г) Факс № (3422) 195-511 д) e-mail: baya@stratum.ac.ru
е) Ф.И.О. контактного лица: Баяндин Дмитрий Вячеславович, канд. ф.-м. наук
4) МОУ “Школа № 7” а) Название организации: МОУ “Школа № 7” б) Адрес организации: 617740, город Чайковский, Пермской области, Проспект Победы, 2 в) Тел. № (8341) 258-10 г) Ф.И.О. контактного лица: Поспелов Андрей Николаевич, директор
5) International Journal of Leadership in Education а) Название организации: International Journal of Leadership in Education б) Адрес организации: 443100, Самара, Молодогвардейская, 209, 41 в) Тел. № (8462) 426-494 г) Факс № (8462) 511-951 д) e-mail: lfish@sipkro.samara.ru
е) Ф.И.О. контактного лица: Фишман Лев Исаакович, редактор по России и странам Восточной Европы.
6) ОУ “школа “Творчество”” а) Название организации: Образовательное учреждение школа “Творчество” б) Адрес организации: 443110, Самара, Новосадовская, 38-196 в) Тел № (8462) 342-681 г) Факс № (8462) 703-148 д) e-mail: sawina@samaramail.ru е) Ф.И.О. контактного лица: Краузе Алиса Викторовна, зам. директора по учебной работе
7) частная школа “Рекорд” а) Название организации: частная школа “Рекорд” б) Адрес организации: 462429, город Орск, Оренбургская обл., пер. Черногорский. Д.8. в) Тел № (835372) 23028 г) Факс № (835372) 69013 д) Ф.И.О. контактного лица: Измайлова Валентина Ивановна, директор
8) НОУ “школа “Альфа”” а) Название организации: НОУ “школа “Альфа”” б) Адрес организации: 450097, Уфа, Башкортостан, Бакалинская, 68/1-48 в) Тел № (3472) 281-272 г) Ф.И.О. контактного лица: Сайфетдинова Альфия Анваровна, зам. директора по УВР
9) ОУ “школа “Аура”” д) e-mail: aura@school.kirow.ru
е) Ф.И.О. контактного лица: Калюнова Людмила Прокопьевна, директор
10) ОУ “школа № 7” а) Название организации: СОШ № 7 б) Адрес организации: 613020, Кирово-Чепецк, ул. Сосновая, 5-808 в) Тел № 36374 г) Ф.И.О. контактного лица: Сивагина Лариса Григорьевна, директор
Консультанты проекта
Адамский Александр Изотович Ректор института образовательной политики “Эврика”, доктор философии образования, политический обозреватель газеты “Первое сентября”, главный редактор газеты “Управление школой”, журнала “Перемены”, председатель совета сети ФЭП.
Щедровицкий Пётр Георгиевич Руководитель Центра стратегических исследований ПФО.
Эльконин Борис Данилович Доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной Ассоциации “Развивающее обучение”(МАРО), научный руководитель Экспериментальной площадки МАРО “Подростковая школа развивающего обучения”.
Воронцов Алексей Борисович ген. директор института “Развивающее образование”, председатель правления МАРО, канд. педагог. наук. Автор экспериментального курса географии для 6-9 классов системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (Экспериментальная площадка МАРО).
Чудинова Елена Васильевна Канд. психолог. наук, автор курса естествознание для начальной школы системы РО, автор экспериментального курса биологии для 6-9 классов системы РО (Экспериментальная площадка МАРО).
Львовский Владимир Александрович Канд. психолог. наук, руководитель сети Экспериментальной площадки МАРО, автор экспериментального курса физики для 6-9 классов системы РО.
Высоцкая Елена Викторовна Канд. психолог. наук, автор экспериментального курса химии для 6-9 классов системы РО (Экспериментальная площадка МАРО).
Горбов Сергей Федорович. Канд. технич. наук, автор экспериментального курса алгебры для 7-9 классов системы РО (Экспериментальная площадка МАРО).
Куляпин Алексей Сергеевич Директор Центра развития образования города Перми, имеет практику работы руководителем проектов. Организатор альтернативного педагогического движения и профессиональных педагогических сообществ (коммунарского движения, Макаренских педагогических отрядов, Клубов творческой педагогики “Эврика”, “Ассоциации педагогов развивающего обучения” и др.)
Ворошилов Валентин Викторович Канд. педагог. наук, зам директора ЦРО г. Перми, участвовал в разработке программ развития Очёрского района, Ильинского района Пермской области. Разработал проекты структуры ЦРО, основные направления научного развития ЦРО, стратегические задачи ЦРО на период реализации городской программы развития образования. Основное направление деятельности в настоящее время - организация информационно-аналитической деятельности ЦРО.
Баяндин Дмитрий Вячеславович Канд. ф.-м. наук, РЦИ ПГТУ, автор мультимедийного курса по физике.
Волочков Андрей Александрович Канд. псих. н., доц. кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета.
СЕКЦИЯ II
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема, на решение которой направлен проект: Современная социально – экономическая ситуация в стране предъявляет новые требования к личности каждого члена общества, который должен иметь не только высокий уровень общеобразовательной подготовки, но и непрерывно повышать его, уметь ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать самостоятельные решения. Именно такие качества формирует система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (РОЭД). Кроме того, активных, самодеятельных, самостоятельно проектирующих свое будущее выпускников школ могут воспитать только активные, самодеятельные педагоги, стремящиеся проектировать как свою педагогическую деятельность, так и образовательную политику в целом. Таким образом, поддерживая педагогов РО, развивая коммуникации между ними, складывая сообщество педагогов РОЭД можно сложить ядро профессионального педагогического сообщества, которые станет общественной компонентой управления образованием и партнером государства в проектировании и реализации образовательной политики. Идеи модернизации образования, заложенные в Национальной доктрине образования РФ, полностью созвучны концепции становления подростковой школы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В образовательных учреждениях города Перми более 700 педагогов реализуют идеи РО. Но на сегодняшний день развивающее обучение полноценно функционирует пока в начальной школе. Переход на традиционные программы и учебники после первого (начального) этапа обучения, фактически сводит на нет все результаты в развитии учебной деятельности и теоретического мышления подростков. Многие школы ищут выход из создавшейся ситуации. Десять общеобразовательных учреждений города включились в широкомасштабный эксперимент по разработке и апробированию естественнонаучных предметов подростковой школы, проводимый Международной Ассоциацией РО. Другие - сами пробуют найти пути совершенствования учебников и программ, ищут собственные подходы к обучению подростков. Но в настоящий момент пока не сложилась целостная образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в г. Перми (как и в других городах и регионах ПФО и России). Эта работа будет успешна, если образовательная политика управленцев будет направлена на поддержку инновационной деятельности педагогов, разрабатывающих новые технологии обучения и новое содержание образования. С другой стороны, модернизация образования невозможна без привлечения к разработке образовательной политики педагогов профессионалов и их сообществ. Качественный рост содержания образования возможен при интеграции инновационной деятельности педагогов, в частности, осваивающих систему РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в первую очередь в классах второй ступени, с их активной деятельностью по разработке образовательной политики региона. Данный проект направлен на разработку механизмов взаимодействия педагогов, проектирующих целостные образовательные системы в ПФО.
Краткое описание предыдущего этапа (этапов), если данный проект является новым этапом реализуемого проекта. Укажите источники финансирования предыдущего этапа (этапов)
Пермь, одна из немногих территорий, где так широко стала распространяться система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. C 1990 года в начальной школе РО начали работать 4 школы. В настоящее время идеи РО реализуются в 38 ОУ. В 2000/2001 у/г в 21 школах работают пятые классы по системе РО, и в 19 школах 6 классы. Через 2-3 года – в Перми будут массовые выпуски учащихся 9 классов, называющих себя “рошниками”. В 2000/01 уч. году 7 школ имели таких выпускников, получивших документ об основном общем образовании. Достижения: В городе есть школы РО, которые уже транслируют свой опыт через семинары, педагогические мастерские, открытые уроки. Такие школы заявляют себя как открытое сообщество педагогов, а образовательные учреждения получают статус “Опорной школы”. В 2001/02 учебном году таких школ будет 6. В городе действуют 2 учебно-научных центра. Руководители – члены правления Международной ассоциации развивающего обучения. В 2000 году решением Президиума Международной Ассоциацией “Развивающее обучение” (МАРО) 2 школам города Перми был присвоен статус “Школа развивающего обучения”. 10 школ города работают в сети Экспериментальной площадки МАРО по разработке содержания и форм организации подростковой школы в рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Многие учителя-предметники города 5-9 классов, адаптируют программы, тематическое планирование, разрабатывают уроки, соблюдая преемственность того направления РО, по которому велось преподавание у детей в начальной школе. И появляется, по сути “пермский вариант” развития системы РО. Есть педагоги, компетенция которых позволяет самостоятельно разрабатывать дидактические материалы, проектировать занятия, побеждать в конкурсах “Учитель года” на областном уровне. В городе Перми имеются разработки по осуществлению психологического сопровождения обучения в РО, психологическая диагностика и экспертиза развития учащихся на разных этапах учебной деятельности. По настоящее время все финансовые затраты на развитие системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (РОЭД) в г Перми осуществлялись в рамках местного бюджета и спонсоров, из числа родителей учащихся и предпринимателей. Однако, для создания профессионального сообщества необходимо привлечение специалистов (систематическое научно-методическое и консультационное сопровождение). А это требует дополнительных финансовых ресурсов.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта – создание сети взаимодействующих клубов образовательной политики ПФО.
Проект направлен на решение следующих задач:
Результаты проекта:
Предполагается предоставление организаторам конкурса и органам управления ПФО следующей информации:
Показатели:
Деятельность в рамках проекта:
Чтобы достичь указанных результатов, будут проведены следующие мероприятия:
Презентация проекта в форме пресс-конференции на первом заседании “Ассоциации преподавателей РО Пермской области”. На презентацию будут приглашены учредители и члены Ассоциации, а также все заинтересованные лица. Ведущие – С.П. Санина, Е.В. Иванов
Экспериментальная работа педагогов. Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации содержания, форм и методов обучения в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в сети Экспериментальной площадки “Подростковая школа развивающего обучения”. В 2001/02 уч. году будут работать педагоги школ №№77, 35, 33, 117, 81, 104 (биология), 69,117, 15, 81 (география), гимназия№3, 15, 117, 81 (физика), 81, гимназия№3, 117, (химия), 81, гимназия №3 (алгебра). Научный руководитель сети – вице – президент МАРО, доктор психологических наук, профессор Б.Д. Эльконин. Руководители по направлениям: Е.В. Чудинова (биология), А.Б. Воронцов (география), В.А. Львовский (физика), Е.В. Высоцкая (химия), С.Ф. Горбов, В.М. Заславский (алгебра). Координатор сети – Т.А. Акимова.
Организация клубного общения. Заседания клуба будут проводиться один раз в месяц. Тематика встреч определяется актуальными проблемами педагогов. Это: проблемы эффективной подростковой школы, проектирование и программирование педагогической деятельности, обсуждение принципов и методики использования обучающих сред для компьютерной поддержки курса физики, исследование профориентации учащихся. Планируется на заседания приглашать методологов развития образовательной политики и образовательных систем: А.И. Адамский, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин. Будут выпускаться пресс-релизы предстоящих заседаний с последующей рассылкой в органы ПФО, видеозаписи заседаний. Предварительно (за 10 дней до заседания клуба г. Перми) тематика и основные тезисы заседания будут распространяться по электронной почте в рамках ПФО, с тем, чтобы на заседании клуба обсудить предложения коллег по округу. Ведущий – С.П. Санина.
Цикл из базовых семинаров, логически выстроенных по тематике. Участники семинаров – учителя школ, участвующих в проекте. Будут приглашены учителя, которые собираются или ещё только начинают осваивать систему РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и другие.
2.1. Проектный семинар опорных школ города – “Моделирование механизмов взаимодействия и координации педагогов ОШ” (2 часа). Основная цель семинара – создание пространства обсуждения актуальных проблем подростковой школы, проектирование и программирование педагогической деятельности. Координация действий по созданию совместной стратегии, позволит целенаправленно решать важные проблемы. Ведущие: С.А. Якимова, С.П. Санина
2.2. 4 проектных семинара по разработке и моделированию занятий в рамках естественнонаучных предметов в подростковой школе. Цель – освоение педагогами подходов к анализу и проектированию своей педагогической деятельности. Эффективность таких семинаров заключается в совместной деятельности педагогов по проектированию занятий и продвижению в предметном материале, поиску новых форм и способов организации учебной деятельности учащихся в рамках отдельного учебного блока на разных его этапах.
Физика – МОУ “Гимназия №3”. Ведущий – Т.И. Куликова. Тема: “Проектирование занятий учебного блока №2 “Давление газа”.
Химия – МОУ “Школа №81”. Ведущий – О.В. Коноплёва Тема: “Проектирование занятий учебного блока №3 “Химические элементы”. География – МОУ “школа 117”. Ведущий – О.А. Макарова. Тема: “Проектирование занятий учебного блока №4 “Географическая карта – универсальная модель земного пространства”.
Биология – МОУ “школа №77”. Ведущий – О.А. Красных Тема: “Проектирование занятий учебного блока №5 “Питание многоклеточного организма”.
2.3. Обучающий семинар “Модельный подход в организации занятий развивающего характера на предметах естественно-математического цикла с использованием мультимедийных технологий” - Обсуждение принципов и методики использования обучающих сред для компьютерной поддержки курса физики, биологии, географии и т.д. Перспективы разработки на основе моделирующих объектно-ориентированных инструментальных систем, обеспечивающих вариативность содержания и методики подачи учебного материала. Анализ опыта использования активной обучающей среды “Виртуальная физика” на базе инструментальной системы Stratum – 2000 (авторы О.И. Мухин, В.А. Носков, А.А. Шелемехов). Ведущий – консультант по проекту в предметной области “Информационные технологии в образовании” Д.В. Баяндин (к. ф.-м. н. - РЦИ ПермГТУ). Ежемесячные консультации для педагогов РОЭД – 1 раз в две недели.
2.4. Обучающий семинар “Психологическая реализация РО и повышение качества освоения и реализации новых технологий образования” – деятельность школьного психолога в реализации РО на разных этапах учебной деятельности. Семинар для сотрудников психологических служб ОУ, участвующих в проекте, по организации психологического мониторинга учащихся подростковой школы РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Ведущий – А.А. Волочков (к. псих. н., доц. ПГПУ).
2.5. Проектный семинар опорных школ города “Моделирование механизмов экспертирования образовательного процесса на определение степени соответствия принципам РОЭД”. Ведущий – Т.А. Акимова
Семинар опорных школ горда “Результаты взаимодействия и координации педагогов ОШ”. Результаты работы школ за год, проектирование дальнейшей деятельности. Ведущий – С.А. Якимова, С.П. Санина.
3. Реклама Web – сайта Ассоциации Клуба образовательной политики педагогов РО при помощи распространения о нем ссылок, размещаемых на образовательных сайтах. Ответственный – О.А. Пигелев
4. Презентация информационного банка Клуба “Ассоциации преподавателей Пермской области”. На презентацию будут приглашены учредители и члены Ассоциации, а также все заинтересованные лица. Ведущий –О.А. Пигилев 5. Лонгитюдное исследование эффективности различных образовательных систем. С 1995 года в городе Перми под руководством А.А. Волочкова, канд. псих. наук, ведутся исследования по оригинальной методике изучения субъектности личности учащихся, одобренной В.В. Давыдовым.
6. Городская научно – практическая конференция РО “Современное состояние и персиективы развития системы Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова” (общее количество участников не менее 1000 человек). Участники – учителя, администраторы, специалисты школ города, области, регионов ПФО, представители МАРО. Работа не менее 5 секций. Руководитель экспериментальной работы МАРО – В.А. Львовский, к. псих. н., проректор Института “Развивающее образование”.
Цель: формирование у учащихся коллективно - распределённой деятельности; проверка уровня подготовленности учащихся в рамках системы РОЭД; способность развития творческой активности; выявление наиболее одарённых учащихся для дальнейшей поддержки их таланта пропаганда идей РО в городе Перми. Участники – все школы, участвующие в проекте. Председатель оргкомитета – С.А. Якимова
8. Бюллетень “Ассоциации преподавателей РО Пермской области” – информационный вестник Ассоциации, где будут освещены основные направления деятельности ассоциации. Будет выпускаться в электронном и печатном виде и рассылаться по органам управления образования ПФО один раз в 3 месяца. Составитель –Иванов Е.В.
9. Презентация модуля мультимедийного курса по географии для педагогов РОЭД – на секции городской конференции РОЭД. Ведущий – Д.В. Баяндин, С. П. Санина
10.Подготовка и издание методического пособия “Модели организации учебного процесса в подростковой школе РОЭД”.
11. Подготовка и издание методического пособия “Методы организации мониторинга в подростковой школе”
12. Организация Фестиваля клубов образовательной политики и инноваторов РО. Ведущий –Л.А. Горбунова, Д.Е.Воробьёва
13. Подготовка и издание методических рекомендаций по организации фестиваля клубов РО.
План-график работ
Устойчивость проекта В Перми сложилась традиция культурного оформления образовательной политики. Уже имеются две программы. Это - “Программа развития системы образования г. Перми до 2000 года” и “Программа развития системы образования города Перми до 2005 года”. Информатизация, внедрение систем РО, модернизация управлением инновационной деятельностью, являются приоритетными в данной программе. Программы утверждены городской Думой. Экономика города динамично развивается и бюджет увеличивается с каждым годом, поэтому данный проект является устойчивым. Однако, для создания профессионального сообщества необходимо привлечение специалистов (систематическое научно-методическое и консультационное сопровождение). А это требует дополнительных ресурсов. В ходе осуществления проекта предполагается приобрести попечителей (спонсоров) фестиваля за счёт ПИАР – акций и значимости данной работы.
Распространение результатов Результаты будут распространяться в печатном и электронном виде. Это будут: бюллетень “Ассоциации педагогов Пермской области”, методические материалы, пресс-релизы предстоящих заседаний Клуба, телеконференции.
Выстраивание единой, системной образовательной политики, является актуальным не только для города Перми и области, но и для других регионов ПФО, России. В отдельных регионах РФ (в том числе и в Перми) в 2000/01 уч. г. начата опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации содержания, форм и методов обучения в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Нецелесообразно дожидаться, пока будет окончательно разработана вся основная школа – мы теряем время, наносим вред ученикам, не подготовим педагогический коллектив к новому этапу развития. Хотелось бы найти единомышленников в других регионах ПФО для создании единого инновационного информационного пространства между ОУ города Перми и других регионов ПФО. В результате этого, возможно, будут сконструированы различные модели эффективной подростковой школы. В ходе работы над проектом Пермь станет инициатором и ядром становления профессионального сообщества, в которое войдут представители наиболее активной части учительства – учителя развивающего обучения, в рамках ПФО будет создана информационная инфраструктура, обеспечивающая постоянное взаимодействие клубов (и отдельных учреждений) педагогов РО. |
|||||||