ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Концепцией модернизации образования поставлена задача обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Обеспечение "нового качества" образования включает в себя:
- уметь читать, писать и думать;
- способность самостоятельно учиться, добывать и получать знания;
- готовность занимать активную гражданскую позицию.
Судьба модернизации во многом зависит от ответа на вопрос: как и в каких условиях новые информационные и коммуникационные технологии (НИТ) могут реально способствовать решению функциональных задач современной российской школы?
Информатизация образования - это далеко не установка ПК и подключение к Internet. Информатизация системы образования - это долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся, которым предстоит жить в условиях постиндустриального общества с неограниченным доступом к информации.
Для того чтобы быть необходимой, информатизация в образовании должна помогать решению 2-х задач школы: образование - для всех (всеобуч) и новое качество образования - каждому.
На сегодняшний день в городе Перми мы можем говорить уже о нескольких этапах процесса информатизации школы. Каждый этап - это изменение учебной среды, изменение происходит в "головах" участников образовательного процесса: учителей, учеников, администрации, родителей. Вспомним лозунг: "Компьютерная грамотность!" (общество решало задачу всеобуча), и началась компьютеризация школ (т.е. оснащение), обучение школьников и учителей, появление новых программ и предмета информатика, главная цель которого: формирование алгоритмического мышления, освоения ПК и правил поведения в информационном обществе.
Каждый учитель информатики знает, как это было все непросто: "шараханье" в учебных планах, программах (всем поголовно программирование!), формирование у детей нового набора ЗУН (или как теперь говорят, компетентностей), техническое оснащение кабинетов, большое количество различных учебников. Пермякам повезло - кафедра информатики и прикладной математики ПГУ под руководством профессора Русакова С.В. и Учебный Центр "Информатика", взяли на себя тяжелое бремя "научного руководителя" по разработке курса информатики, который теперь имеет рекомендации Министерства образования России. В результате, мы работаем по учебнику "Базовый курс информатики" (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Шестакова Л.В.), имеем тематическое планирование и пакет методических разработок. Более того, уже не первый год проводим городскую олимпиаду (на базе ПГУ и ЦИТО), которая пользуется огромным спросом у предметников, именно там можно получить свежие методические разработки и обменяться опытом, оценить свою работу предметника.
Реалии сегодняшнего дня "говорят", что из первого этапа система образования города Перми плавно перетекает во второй этап информатизации, который можно назвать внедрением НИТ, т.е. кооперации учителя информатики с другими предметниками. Так учитель информатики становится руководителем процесса информатизации в школе (руководитель медиацентров). По сути, он превращается в заместителя директора по информатизации, т.к. он отвечает не только за результаты работы по своему предмету, но и должен отвечать за весь учебный процесс, т.к. "предметное" видение меняется общепедагогическое, уроки информатики начинают "переплетаться" с уроками по другим предметам. Разработка интегративных учебных планов, координация учителей-предметников, а так же решение сложной технической проблемы по организации и поддержке нового объекта инфраструктуры школы (локальная сеть) - все это работа заместителя директора.
В Перми работают 66 школьных информационных служб, которые призваны решать все эти вопросы, однако остановка не так оптимистична, как хотелось бы. Сегодня встает еще один очень сложный вопрос: информационное обеспечение при решении задач управления учебным процессом и городской системой образования в целом. Главная задача - обеспечить эффективное пространство для обмена данными (коммуникации). Сделать доступной необходимую информацию для всех участников учебного процесса. Это - учащихся, учителей, родителей, работников служб (медицинской, психологической, социальной, правоохранительной), администрации разного уровня. Решать эти задачи так же будет заместитель директора по информатизации. На втором этапе информатизации активно решается задача обеспечения качества, результативности учебной работы, через повышение наглядности, разработки интегративных курсов, основой которых становится проектная деятельность, требующая информационной поддержки, когда знания приобретаются через практику.
Трансляция опыта работы по данному направлению идет через организацию стажировок, семинаров, педагогических мастерских на базе опорных школ: МОУ "Гимназия № 2" и МОУ "Лицей № 3", "Гимназия № 4 им. братьев Каменских"
Работа велась опорными школами с несколькими категориями участников образовательного процесса: учениками, преподавательским составом, административно-управленческим персоналом.
Пропаганда знаний по использованию ИТ в урочной и внеурочной деятельности проходила во всех ОШ через семинары-практикумы и на заседаниях педмастерских. Разработаны интегрированные уроки с использованием технологий мультимедиа в лицее № 3 и гимназии № 2. Очень интересную форму повышения профессиональной компетентности предложила гимназия № 4 во время Всероссийского августовского педсовета: организовав работу педагогов района во Всероссийских методических объединениях.
С целью обеспечения эффективности управления ОП в ОУ для АУП гимназия № 4 познакомила с опытом реализации своей программы информатизации своего учреждения, с использованием "АСУ-программы" для ведения бухгалтерского учета. Гимназия № 2 транслировала опыт использования компьютерных технологий по выстраиванию мониторинга и отслеживанию результатов учебно-воспитательного процесса.
Информационные технологии меняют "роль" учащегося, открывают возможности самообучения. Наиболее эффективно использовался метод проектов в гимназии № 4 для приобретения навыков исследования, проектирования, планирования, результаты которого - создание различных Интернет - ресурсов. Шагом к открытому образованию и подготовки к единому государственному экзамену является организация работы учащихся с базой тестовых заданий по математике в гимназии № 2. Использование ММ технологий обучения способствует расширению "функциональной грамотности" детей: поиск, сбор, обработка информации, ее представление, систематизация, анализ и передача - это ведущее направление работы лицея № 3.
К результатам работы ОШ необходимо отнести проведение крупных городских мероприятий, на которых комплексно решались сложные содержательные вопросы информатизации в целом.
На базе гимназии № 4 состоялась секция "Краеведение" городской конференции "Интернет и общество". Цель проведения секции - пропаганда создания и использование образовательных сайтов краеведческой направленности.
В лицее№ 3 для учащихся города были проведены обучающие занятия и конкурсы по созданию электронных презентаций и газет в рамках 1 городского фестиваля школьной и печатной прессы, выпущены электронные пресс- релизы и газеты.
Гимназия № 2 провела полномасштабный городской телекоммуникационный проект "Виртуальный ботанический сад", где проработали дети и педагоги 15 ОУ
А так же к результатам работы ОШ по информатизации нужно отнести:
- сборник методических материалов "Электронный каталог Интернет - ресурсов" (гимназия № 4);
- сайт "Интернет для школ", сборник "Информационные технологии в лицее", вып.2 (лицей № 3);
- разработаны обязательные требования к структуре тестовых заданий для программно-аппаратного комплекса для автоматической генерации тестов по различным системам знаний (гимназия № 2).
Можно выделить следующие проблемы в связи с освоением НИТ:
- ресурснозатратность при использовании НИТ,
- отсутствие мотивации и понимания проблем информатизации образовательного процесса у администрации и многих педагогов ряда ОУ,
- отсутствие наработок внедрения НИТ в ОП и исследовательский характер работы ОШ требует научного руководства.
На следующий год можно выделить направления деятельности ОШ по информатизации:
- работа по интеграции ИТ в предметные области через создание методико-дидактических и учебно-методических комплексов на разных ступенях обучения, использование проектной методики;
- отработка технологии открытого образования через создание базы тестовых заданий в различных областях знаний в рамках подготовки к ЕГЭ и дистанционное обучение учителей с целью повышения их квалификации;
- использование средств эффективного управления УВП.
Обучение, организованное ЦРО через систему опорных школ ориентировано на решение задач конкретных педагогов, способствующих созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, саморазвитию и самообразованию учителей.
В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика" (см. письмо Минобразования № 957/13-13 от 13.12.02). Один из подходов решения предлагает МОУ № 30 - Федеральная экспериментальная площадка по теме "Использование компьютерно-дидактического и методического комплексов в учебном процессе при отработке базовых учебных навыков в начальной школе".
Очевидно, что данные "маяки" города плавно перетекают в следующий этап информатизации (третий). Цель которого: широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
Таким образом, можно предположить, что "Интеграция НИТ в учебный процесс" (третий этап) - это то "ядро", которое своими содержательными линиями распространяется на всю образовательную среду, вплоть до ее периферии, где образуются персонифицированные знания.
Литература
- Лернер П.С. Информатизация продуктивного образования старших школьников// Школьные технологии №4, 2002, с. 207-215.
- Уваров А.Ю. Пространство задач информатизации школы// Приложение к газете "Первое сентября" - Информатика №23 (359), 2002.
Проблемные вопросы:
- Как наиболее эффективно организовать использование компьютеров в начальной школе (формы обучения, методическое и программное обеспечение)?
- Нужна ли научная лаборатория по предмету "Информатика" на базе ЦРО, кто ее должен возглавить (персоналии)?
- Настало ли время вносить изменения в "Положение о ШИС", каковы должны быть эти изменения (основные идеи)?