ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Центр развития образования им. С.О. Ветлугина
"Модернизация в городской системе образования"
Программа Совета 

НОВОЕ В ПОНИМАНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Быховская Ольга Владимировна - методист отдела старшей школы Центра развития образования г.Перми

Профессиональная ориентация - это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
Профессиональное самоопределение -процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, позволяющего успешно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
В современных условиях , когда в качестве цели воспитания выдвинута задача свободного развития личности, профессиональное самоопределение можно рассматривать, с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой - как результат этого развития.
Критерием эффективности подготовки школьников к выбору профессионального пути является уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Готовность к профессиональному самоопределению- это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражается в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. Это результат целеноправленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению.
Показатели самоопределившейся личности:

  • Сформированы интересы и склонности
  • Определены способности
  • Учтены личностные особенности
  • Соотнесены желания с возможностями (здоровье)
  • Известны потребности общества и особенности рынка труда
  • Определено учебное учреждение
  • Сформулирован профессиональный план и запасной его вариант
Исходя из современного понимания образовательного процесса в старшей школе формируются новые принципы и методология, результатом которой должно явиться становление комплекса ключевых компетенций.
Под компетентностями (компетенциями) понимается "способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного, коммуникационного пространства" (там же).
В мировой образовательной практике "компетентность" ("компетенция") выступает в качестве центрального понятия, так как:
во-первых., объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
во-вторых, в понятии "компетентность" заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата";
в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, релевантных относительно широкой сферы культуры и деятельности (информационной, правовой и тд.).
Понятие "компетентность" включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и проч.
Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
В число формируемых и развиваемых в школе "ключевых компетентностей", вероятно, должны войти следующие:
  1. Самостроительная компетентность как овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и саморефлексии.
  2. Социальная компетентность или компетенция солидарности как овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни;
  3. Индивидуально-репродуктивная компетентность - овладение способами педагогической и творческой деятельности;
  4. Поисково-исследовательская компетентность;
  5. Проектировочная и программная компетентность - овладение способами составления проектов и программ.
  6. Компетентность в сфере профессионального самоопределения (трудовая компетентность), как интегрированный показатель, включающий умение ориентироваться на рынке труда, норме и этике трудовых взаимоотношений, оценивать собственные профессиональные возможности, готовность к осуществлению самостоятельного, осознанного выбора индивидуальной профессиональной траектории.
Так трудовую компетентность можно разложить на следующие составляющие:
Знания:
  1. личностных особенностей (интересы, склонности, способности, качества, состояние здоровья);
  2. о профессии (требования, предъявляемые выбранной профессией, основные характеристики, выбор индивидуальной профессиональной траектории, возможности профессионального роста, минимальные знания в области выбираемой профессии);
  3. потребности рынка труда
Навыки:
  1. Коммуникативные;
  2. Информационные;
  3. Интеллектуальные
  4. Личностные качества
  5. Субъктные качества (целеполагание, рефлексия, способность осуществлять выбор, способность реализовывать выбор.)
  6. Профессионально значимые качества
Потребностно-мотивационная сфера (потребности, склонности, мотивы выбора, интересы, направленность)
Индивидуальность -сплав разных черт, которые и составляют своеобразный, неповторимый облик той или иной личности.
Вся работа в старшей школе направлена на развитие самосознания, которое включает: самопознание, самооценку, самовоспитание, самоопределение, самореализацию.
Профилизация старшей школы призвана обеспечить возможность учитывать индивидуальные познавательные запросы, развить у учащихся способность к самостоятельному решению проблем в социально-трудовой сфере.
В основе этого подхода лежит выделение в каждой из образовательных областей 3-х основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов и спецкурсов.
Базовые курсы предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций. Предполагается, что они будут иметь интегративный, обобщающий характер, с явно выраженной методологической составляющей.
Профильные курсы предназначена для углубления и расширения общеобразовательной подготовки учащихся в профилирующей области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации
Дальнейшая специализация учащихся в рамках избранного профиля реализуется через систему спецкурсов (курсов углубленного изучения, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся и др.).
В условиях свободно конструируемого профиля учащийся сам определяет интересующий набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой..
Принципами профилизации старшей школы как и в целом профориентационной работы являются:
    1. Соответствие целям и задачам модернизации системы образования города, района, ОУ, современным подходам и методам решения проблем профориентации молодежи).
    2. Системность, как полнота набора компонентов профориентационой работы и скоординированность способов взаимодействия между ними, наличие преемственности различных этапов реализации деятельности, ориентация на достижение запланированного результата).
    3. Эффективность ресурсообеспечения.
    4. Гибкость, мобильность как чувствительность к изменению социо-культурной ситуации, наличие разработанной системы мониторинга качества профориентационной деятельности.
    5. Межведомственность (использование в организации работы возможностей учреждений других ведомств и предприятий).
    6. Ориентация на выстраивание индивидуальных траекторий предпрофессионального и профессионального развития учащегося в соответствии с индивидуальными особенностями, обеспечение работы со всеми категориями учащихся)
Основными направлениями профориентационной работы должны стать:
  1. Развитие системы мониторинга качества профориентационной работы, системы диагностики профессиональных потребностей и возможностей учащихся 8-11 классов.
    Многоуровневая система диагностики должна отслеживать прежде всего уровень сформированности трудовой компетентности учащихся, потребности и возможности учащихся и социума, предлагать реальные пути преобразования учебно-воспитательного процесса на основе полученных данных.
  2. Обновление содержания образования в основной и старшей школе. (технология, непрерывность)
    Реализация данного направления в условиях основной и средней школы предполагает:
    -выстраивание содержания образования с учетом преемственности в системе "основная школа - старшая школа- среднеспециальное образовательное учреждение- вуз - предприятие" через внедрение профильного и специального компонентов обучения;
    -выстраивание механизмов индивидуализации образования;
    -целевая переориентация предметов вариативной и инвариантной части БУП с формирования конкретно-предметных ЗУНов на формирование и развитие компетентности в сфере профессионального самоопределения (трудовой компетентности);
    -обновление содержания образовательной области "Технология" с целью достижения максимальной эффективности в процессе формирования и развития трудовой компетентности;
  3. Обновление методик и технологий образования в основной и старшей школе предполагает
    -признание права ребенка на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения учебного материала на всех этапах учебного процесса, желательно - на каждом уроке;
    -организацию занятий по индивидуальным программам;
    -использование в практике образования приемы и методы, способствующие формированию учебно-исследовательских, проектировочных, коммуникативных, самостроительных (субъектных) качеств учащегося, использование различные формы социальных профессиональных, предпрофессиональных практик, как одно из наиболее эффективных средств способствующих самоопределению старшеклассника и формированию у него профессиональной компетенции;
    -поиск моделей, форм, средств, приемов организации внеурочной деятельности (среды) старшей школы, в условиях профильности (направленной на создание возможностей образовательного развития как минимум для 2-х типов старшеклассников: не нашедших -себя в учебной сфере (цель- создание мотивации на образование через успешность и привлекательность деятельности во внеурочной сфере), успешных в учебной сфере(Цель - развитие тех видов компетенций, на которые в меньшей степени направлен учебный процесс- социальной, коммуникативной))
  4. Развитие системы психолого-педагогического сопровождения профориентациооных процессов
    Правильному выбору ребенка способствуют организация диагностических обследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, проводимые педагогами собеседования и анкетирования, направленные прежде всего на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных потребностей, организация момента непосредственного выбора, составления проекта собственного индивидуального плана.
  5. Модернизация системы управления системой профориентационной работы предполагает включение в качестве равноправных субъектов в процесс управления допрофессиональным и профессиональным становлением и развитием старшеклассника учащихся, родителей, других представителей социума (в том числе представителей других ведомств), ориентацию на социальный заказ.
    Модернизация старшей школы требует разработки рационального механизма комплектования профильных классов, который будет способствовать реализации на практике идеи непрерывного образования и преемственности между основной, начальной профессиональной, средней профессиональной и высшей профессиональной школой, разработку совместно с вузами, учебными заведениями начального профессионального, среднего профессионального образования вариантов договоров, определяющих требования к выпускникам профильных классов, гарантии и льготы для выпускников, успешно завершивших обучение на старшей ступени средней школы.
  6. Ресурсное обеспечение профориентационой работы (кадровое, материально- техническое, информационное, финансовое, организационное и др.)
Существенной проблемой организации профориентационной работы и профилизации старшей школы является отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программу углубленного изучения профилирующих дисциплин и не перегружать излишне детализированным материалом и избыточными требованиями старшеклассников при изучении ими непрофилирующих курсов, технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, адекватное юношескому возрасту и обеспечивающее реализацию индивидуальных учебных программ старшеклассников.
Кроме того, в реализации данного направления предполагается оптимизация имеющихся материально- технических и финансовых ресурсов (в т.ч. использование ресурсных возможностей неформального социума (в том числе родителей) для решения разноплановых задач по организации профориентационной работы и обеспечения профильного обучения), создание информационно-методических условий для организации образовательного процесса в условиях старшей профильной школы.
В качестве основных средств достижения такого результата рассматриваются:
  • индивидуализация процесса обучения в целом и форм учебной деятельности в частности;
  • формирование у учащихся проектно-исследовательских навыков;
  • самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления своей деятельности.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru