|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
Педагогическое управление процессом подготовки школьников к профессиональному самоопределению.
Агафонова Л.М., Областной центр профориентации
Целью управленческой деятельности является повышение уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению.
Принципы управления профориентацией раскрыты в работах А.Д.Сазанова, В.Д.Симоненко, С.Н.Чистяковой. В обобщенном виде эти принципы можно представить в виде следующей таблицы:
Принципы |
Их содержание |
Конкретность |
Управление на основе достоверной и научно обоснованной информации о состоянии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. |
Научность |
Учет новейших достижений науки об образовании, профориентации и управлении. |
Систематичность |
Рассмотрение объекта и субъекта управления как целостной системы. |
Обратная связь |
Получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния готовности учащихся к профессиональному самоопределению с заданной целью. |
Комплексность |
Обеспечение единства целей и содержания подготовки к профессиональному самоопределению. |
Длительность и непрерывность |
Обеспечение педагогического руководства процессом подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на протяжении всего срока обучения в школе. |
Оптимальность и эффективность |
Выбор наиболее эффективных форм, методов подготовки школьников к профессиональному самоопределению. |
Профориентация является средством управления процессом профессионального самоопределения школьников. Каждый элемент системы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению должен носить профориентационный характер.
В свою очередь, профориентация как организационная система включает в себя следующие элементы:
- профессиональное просвещение;
- развивающая профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация;
- профессиональная проба;
- профессиональное воспитание;
- профессиональный отбор (подбор);
- профессиональная адаптация.
Целью системы профориентации является формирование у школьников способности выбора сферы деятельности, оптимально соответствующей местным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Управленческая функция профориентации обуславливает ее ведущую роль и опережающий характер по отношению к процессу профессионального самоопределения учащихся.
Опережающий характер профориентации в данном процессе выглядит следующим образом:
Классы |
Опережающие задачи профориентации |
Ведущие элементы |
До 3 класса |
Сформировать мечту о профессии |
Профпросвещение |
4 класс |
Выявить интересы, сориентировать на кружки по интересам |
Предварительная профдиагностика |
До 6 класса |
Сформировать устойчивые интересы и склонности |
Развивающая профдиагностика |
7 класс |
Сформировать предметное сознание, ознакомить с миром труда и профессий |
Профпросвещение |
8 класс |
Сформировать профессиональнальное самосознание и осознанное профна мерение |
Развивающая профдиагностика, профпробы |
9 класс |
Подготовить к реализации профнамерений |
Профконсультация, профпробы, профотбор (подбор) |
10 класс |
Сформировать потенциальное призвание и профстремление |
Профотбор (подбор), профвоспитание |
11 класс |
Подготовить к реализации профстремления |
Профконсультация, профадаптация |
При этом можно выделить следующие критерии и показатели готовности школьников к профориентационному самоопределению:
1 - 4 классы
Нравственная готовность.
- Трудолюбие: положительное, добросовестное отношение к различным видам труда.
- Сформированность первоначальной нравственной установки на выбор профессии.
- Наличие образца для подражания в труде.
Психофизиологическая готовность.
- Сформированность первоначального интереса к определенным профессиям.
- Первоначальная мотивировка своего интереса к профессиям.
- Развитость способности самостоятельно принимать решения.
Практическая готовность.
- Мечта о той или иной профессии.
- Знание содержания труда по доступным профессиям.
- Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности.
- Участие в профориентационных играх.
5-7 классы
Нравственная готовность.
- Стремление к осознанию смысла и цели своей жизни.
- Трудолюбие.
- Понимание личной и социальной значимости правильного выбора профессии.
- Наличие профессионального идеала.
Психофизиологическая готовность.
- Сформированность профессиональных интересов и склонностей.
- Сформированность мотивов выбора профессии.
- Наличие потребности в правильном профессиональном самоопределении.
- Волевая активность в подготовке к профессиональному самоопределению.
Практическая готовность.
- Предварительный выбор профессии.
- Участие в кружках по интересам.
- Знание отраслевой структуры экономики.
- Знание формулы предпочитаемой профессии.
8-11 классы.
Нравственная готовность.
- Осознание смысла и цели своей жизни.
- Трудолюбие.
- Понимание личной и социальной значимости правильного выбора профессиии.
- Наличие профессионального идеала.
- Сформированность профессионально важных личностных качеств.
- Стремление к профессиональному самовоспитанию.
Психофизиологическая готовность.
- Сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии.
- Сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержания труда.
- Соответствие психических свойств требованиям избираемой профессии.
- Соответствие здоровья требованиям предпочитаемой профессии.
- Волевая активность, стремление к овладению профессией.
- Адекватная самооценка.
Практическая готовность.
- Сформированность твердого профнамерения.
- Наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимых для успешного овладения избираемой профессией.
- Знание содержания, условий труда и формулы предпочитаемой профессии.
- Наличие трудового опыта по избираемой профессии.
- Наличие первоначальных профессиональных знаний и умений (для учащихся 10-11 классов).
- Знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста.
- Умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|