Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Клюева Г.А., к.п.н., доцент кафедры методики преподаванияи трудового обучения ПОИПКРО
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация будущих выпускников, должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретённые в процессе обучения, из теоретических в действенные. В профессиональной школе, когда выбор профессии казалось бы уже осуществлён, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель - обеспечение возможности социальной адаптации выпускника - остаётся той же, что и в школе. Если в общеобразовательной школе профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональной школе - это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений.
Чтобы лучше понять, в чём суть проблемы профессионального самоопределения, следует задать вопрос: когда и где должна была возникнуть профориентация? Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в Страсбурге (Франция) и в 1908 году в Бостоне (США). Обычно называют следующие причины появления служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее "подходящих" людей уже со стороны работодателей и др. Но это экономические причины. Главная же психологическая причина проявления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободного выбора. Проблема свободы порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. Но поскольку не все люди готовы к такой ответственности, то возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих решение этих сложных жизненных задач. В настоящее время актуальность проблемы профориентации также связана со свободой выбора. Однако такая свобода становится для многих неподъёмной ношей. Так большинство выпускников общеобразовательных и профессиональных школ не видят для себя ясного жизненного пути, не представляют своей профессиональной карьеры, не адекватно оценивают свою профессиональную перспективу, так как 1) не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда, 2) Не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; 3) не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью, то есть профессия для молодёжи выступает уже как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого. Затруднения в профессиональном самоопределении влияет на выбор жизненного пути, что в целом отражается на формировании рынка труда России.
Вопросы формирования профессионального потенциала в современной мировой науке и практике относятся к новой комплексной сфере социальной политики - управление человеческими ресурсами. Основная практическая задача управления человеческими ресурсами в современной России состоит в эффективном сохранении и воспроизводстве, направленном формировании и рациональном использовании профессионально подготовленного, отвечающего потребностям национальной экономики персонала предприятий и организаций. Решение этой задачи означает осознанное формирование контингента экономически активного населения страны - его объёма, структуры и качества. Но сложившаяся на сегодняшний день политика в сфере человеческого (профессионального) ресурса оказалась не достаточно эффективной: существенно ослаблена профессиональная школа, отсутствует система развития персонала предприятий, разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом. Неблагоприятная ситуация в большинстве отраслей экономики отрицательно сказывается на профессиональном уровне работников. Рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически не связаны.
Раньше, на сколько вы помните, профориентационной работой занимались школы, учебно-производственные комбинаты, училища, координация их деятельности осуществлялась районными кабинетами профориентации. В 1991 году оказание профориентационной помощи населению согласно закону "О занятости населения" было возложено на службы занятости (хотя, нужно оговориться, напрямую функцию профориентации со школ никто не снимал). Однако после выхода вышеназванного закона сразу же резко сократилось финансирование профориентации как вида деятельности школы. И сложившаяся за многие годы система профориентационной работы практически была разрушена. Деятельность же службы занятости направлена, в основном, на оказание помощи в трудоустройстве людям, потерявшим работу. И, как грустно пошутил сотрудник института практической психологии "ИМАТОН" (г.С.-Петербург) в газете "Школьный психолог": "Нужно стать безработным, чтобы получить профконсультационную помощь". Такая негативная ситуация в организации профоиентационной работы не могла не сказаться в том, что выпускники современной школы являются основным источником безработных на рынке труда, в наименьшей степени подготовлены к взаимодействию с рыночными отношениями.
Система профориентационной работы в профессиональной школе разрушена в меньшей степени, чем в школе, так как оказалась более гибкой и вынужденной конкурировать на рынке образовательных услуг. Радует тот факт, что учебные заведения профессиональной школы имеют возможность представить себя на подобной выставке как "Образование и карьера". Но, к сожалению, для ряда учебных заведений профориентационная работа ограничивается этим представлением. В большинстве случаев учебные заведения профессионального образования сняли с себя обязанность и ответственность за трудоустройство выпускников и их успешную карьеру. Если каждый руководитель профессионального учебного заведения заинтересован в том, чтобы привлечь абитуриентов, так как от этого фактора зависит финансирование, количество преподавательских ставок, то заинтересованности в том, сколько выпускников найдёт работу по специальности, просто нет. Поэтому мы видим сегодня, что количество и состав специальностей, по которым готовит наших выпускников система профессионального образования, соответствует не спросу этих профессий на рынке труда, а популярностью этих профессий среди абитуриентов.
Таким образом, в настоящее время реально возникла потребность восстановления такой формы деятельности учебных заведений как профориентация. Но выясняется, что те методы, которые применялись 10-15 лет назад не подходят к новым условиям. В первую очередь это связано с тем, что ранее профориентационная работа осуществлялась в интересах народного хозяйства и обороноспособности страны (вспомните лозунги "Всем классом в цех!"). А в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике перед коллективами учебных заведений стоит задача, которую им ещё не приходилось решать - задача социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации выпускников, решение которой предполагает направленность деятельности учебных заведений на профессиональное самоопределение каждой конкретной личности. Процесс самоопределения личности в профессиональной деятельности требует модернизации как самого учебного процесса, так и системы отношений участников. Уже на школьной скамье на всех этапах образования необходима организация специальной научно-практической деятельности для оказания психолого-педагогической помощи в сопровождении будущего профессионала к жизненному и профессиональному самоопределению. При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичем и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие "живут" лишь 5-15 лет, а затем либо "умирают", либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека - чаще вынужденное - поменять профессию или повысить квалификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения , не хватит на всё время трудовой жизни. Развитие способности к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии является необходимейшим условием образования и подготовки молодёжи к профессиональному самоопределнию.
Основным субъектом в организации процесса профессионального самоопределения является школьный психолог. Важной сферой деятельности которого в профориентации школьников являются социально-психологические консультации. Кстати сказать, что широко распространено мнение, что именно психолог должен стать основной фигурой в школе по организации профориентационной деятельности. Да, действительно, именно школьные психологи, которые находятся непосредственно рядом с учениками, могут оказать непосредственную помощь в выборе профессии и подготовке к будущему профессиональному образованию. Но не всё так просто, чтобы возложить ответственность за профориентацию школьников в полном объёме на психолога. С одной стороны у школьного психолога достаточно обязанностей, связанных с протеканием школьной жизни, с другой - в круг их обязанностей профориентация входит лишь формально. Ещё одно существенное препятствие - отсутствие необходимых средств, методик, информационных материалов, которые потребны для профориентации. В результате сказать однозначно, что профориентационная работа в школе должна быть возложена на психолога, мы не можем. Поэтому остаётся открытым вопрос, кто в учебном заведении должен отвечать за организацию профориентационной работы.
Однако важность социально-психологической службы учебного заведения не вызывает сомнения. В сложившейся ситуации довольно часто функции психолога в профориентации понимаются слишком ограниченно. Обычно считают, что он проводит исследование качеств человека с помощью тестов, сопоставляет требования профессии с качествами человека и выдаёт рекомендаций о пригодности или не пригодности к данной профессии. Хотя действительно задачи его гораздо шире. Д.п.н., Николай Сергеевич Пряжников, один из ведущих учёных в области профориентации, выделяет следующие направления деятельности психолога в самоопределении подростка:
- помощь в адаптации к реальным социально-экономическим условиям;
- формирование "социального оптимизма";
- формирование морально-волевого "тыла" самоопределяющегося человека;
- формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху;
- формирование системы ценностей самоопределяющейся личности;
- подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса.
Таким образом, проблемой для профконсультанта (или для педагога-психолога в школе) становится помощь молодому человеку в момент жизненного испытания и обеспечение ему перехода на более высокий уровень самоопределения и личностного развития.
Наряду с психологом в социально-психологическую службу включается медицинский работник учебного заведения, так как в последние годы в практику школы входит такой вид деятельности как медицинская профессиональная ориентация. Как говорилось выше основными критериями, на которые опираются школьники при определении своего профессионального пути, выступают: высокий заработок, мода на профессии, мнение друзей, собственные способности и интерес к специальности. Имеющиеся хронические заболевания и функциональные отклонения они учитывают в очень редких случаях. Поэтому медицинская профессиональная ориентация - это система мер, направленная на помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии, формы обучения и выборе места работы с учётом возможного неблагоприятного воздействия на их здоровье производственных факторов. Это направление профориентации важно уже потому, что практически 95% детей из школы выходят с отклонениями в здоровье. Квалифицированный совет врача должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. В противном случае у юношей и девушек, страдающих хроническими заболеваниями, возникает психологическая травма при изменении своего решения в связи с медицинскими противопоказаниями.
Организация обучения также должна быть направлена на формирование качеств будущего участника профессиональных отношений. Сейчас учебными заведениями ведётся поиск наиболее эффективных путей профориентационной работы, в том числе - это модернизация образовательного процесса с учётом профориентационной деятельности школы. Для достижения целей профессионального самоопределения учащихся при организации учебного процесса учитывают необходимость:
- Индивидуально-личностного подхода к ученикам,
- Создание творческого высокопрофессионального педагогического коллектива, способного решать поставленные задачи,
- Создание современной материально-технической базы и поиск способов её финансовой поддержки,
- Соответствие содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучаемых, формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду,
- Соблюдение преемственности в обучении с учётом тенденций непрерывного образования,
- Подготовка учащихся по профилю без принуждения, включение в профориентационную деятельность учебных комбинатов и учебных заведений начального профессионального образования, что обеспечивает многообразный выбор профессий,
- Ориентированность программ обучения на социальную защиту подростков, развитие индивидуальных качеств школьников для вхождения в социум,
- Повышение качества обучения, внедрение активных форм и методов, использование технологий проблемного обучения, развития творческих способностей учащихся.
Анализ ситуации в нашем городе показывает, что самым широко применяемым видом профориентации в школах являются профильное обучение и внедрение в учебный процесс ОО "Технология".
Профильное обучение как форма профориентационной деятельности, несомненно, имеет ряд достоинств, так как позволяет учащимся сосредотачивать усилия на выбранной им области науки или человеческой деятельности. Но давайте задумаемся над тем, что подобный выбор часто происходит на фоне отсутствия информации о других сферах профессиональной деятельности, о реальных возможностях выбираемой профессии в плане профессиональных притязаний, отсутствие других профессиональных проб. И, к сожалению, довольно часто именно ученики профильных классов не готовы реагировать на возможные жизненныенеприятности, адаптироваться в социуме в нестандартных ситуациях.
Образовательная область "Технология" является важнейшим средством жизненного и профессионального самоопределения школьников, поскольку предметом её является деятельность людей в производстве материальных благ и нематериальных ценностей. Осваивая на практике различные её модули: "Обработка конструкционных материалов", "Радиоэлектроника", "Художественное проектирование - дизайн", "Информационные технологии" и другие, - учащиеся приобретают опыт технологической грамотности, умелости, утверждаются в правильности, обоснованности своего профессионального выбора. В ОО "Технология", кроме прочих, включён раздел "Профессиональное самоопределение". Так же разработан и внедряется в школьный курс предмет "Твоя профессиональная карьера" для учащихся старших классов. Однако практика показывает, что многие педагоги ещё не могут перестроиться в преподавании самого предмета, освоить новые разделы. Ряд школ (особенно профильных) сокращает количество часов, отведённых учебным планом на технологию с 68 до 34 в год. Вызывает огорчение и тот факт, что курс "Твоя профессиональная карьера", дающий жизненно важную информациюи практику по выбору профессии, определению призвания, не включён в Базисный учебный план, поэтому не все учебные заведения включат этот предмет в учебный план как предмет по выбору, а отрывочные сведения по профессиональному самоопределению школьников, предусмотренные в образовательной области "Технология" (9-й класс), явно не достаточны. К тому же программа образовательной области "Технология" предусматривает включение раздела профориентации в 9-й или 10-11 классы, что, по нашему мнению, достаточно поздно. Основное мнение о мире профессий складывается у школьников гораздо раньше. И чем раньше ученик будет иметь информацию о многообразии профессиональной деятельности, о возможностях профессионального роста и материального обеспечения в рамках той или иной профессии, тем правильнее будет его окончательный выбор, тем меньше разочарований.
Позитивным моментом, проявившимся в последнее время в профориентационной деятельности можно назвать установление внешних связей школ с учебными комбинатами, профессиональными учебными заведениями и предприятиями районов и города. Расширение поля взаимодействия позволяет не только предоставлять большую информацию о способах труда, но и осуществлять профессиональные пробы, что не всегда возможно в школьных мастерских. Выполнение профессиональных проб по различным сферам профессиональной деятельности позволяет учащемуся в процессе подготовки и проведения проб примерить на себя и оценить собственные возможности освоения той или иной профессии. Одновременно проба предусматривает диагностические и обучающие возможности. Кроме того, она, моделируя профессиональную деятельность, стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к избираемой профессии и способствует реализации принципа свободного профессионального выбора.
Установление связей между учебными заведениями и предприятиями должно быть организовано на новых условиях, которые можно назвать социальным партнёрством. Социальное партнёрство - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Установление связей с социальными партнёрами позволит образовательному учреждению:
- иметь полную информацию о рынке труда (сколько и какие специалисты требуются)
- обеспечивать учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (квалификационные характеристики)
- корректировать старые и разрабатывать новые учебные программы и материалы, отвечающие требованиям индустрии
- иметь более широкие возможности для организации практики учащихся, стажировки преподавателей
- расширять возможности трудоустройства выпускников
- обеспечивать возможность разработки совместные коммерческие проектов для пополнения внебюджетных фондов ОУ (курсы дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации, т.д.).
С помощью социальных партнёров целесообразно было бы вернуть в школу и наставничество профессионалов (естественно на новой экономической основе), восстановить и развивать школьные мастерские, где на реальном рабочем месте учащиеся не только приобретут опыт профессиональной деятельности, но и смогут погрузиться в ситуацию успеха.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направления организации профориентационной деятельности учебного заведения:
1) профессиональное просвещение и профессиональные консультации;
2) социально-психологические консультирование (включая медицинскую профессиональную ориентацию) и обучение навыкам самоопределения, и
3) осуществление внешних связей с учебными заведениями, центром занятости, предприятиями.
Вышеперечисленные направления деятельности учебных заведений составляют фундамент профессиональной ориентации школьников. Для управления профориентационной деятельностью учебных заведений должна быть разработана единая стратегия управления на уровне города или области с учётом современных тенденция развития рынка труда. Если мы говорим о системе непрерывного образования, то почему нельзя сказать о системе непрерывного процесса профориентации? Объединение в единую систему школы, профессиональных учебных заведений, службы занятости, социальных партнёров позволит говорить об эффективном использовании имеющихся ресурсов общества. Управление в этой системой, вероятно, должно осуществляться специалистами профессиональной школы. Так как, с одной стороны, общеобразовательная школа не имеет достаточного опыта в профессиональной подготовке, а специалисты службы занятости, к сожалению, плохо знают специфику школы вообще.
Управление с одной стороны должно обеспечить функционирование каждой составляющей профориентационной системы. С другой стороны, обеспечить согласованность действий всех систем и их связь с внешними партнёрами.
Подводя итого, можно сказать, что профессиональная ориентация молодёжи, как и во многих цивилизованных странах, должна быть приоритетной в системе российского образования. Необходимо с учётом экономических условий и опыта профориентационной деятельности развивать новые направления в соответствии с социальным заказом. Необходимо также осуществлять серьёзную подготовку будущих учителей к решению задач профориентации, вести переподготовку инженерно-педагогических работников, обеспечить разработку психологического сопровождения для успешной реализации профессиональной карьеры. Только в этом случае будет выполнен социальный заказ общества: подготовка человека полипрофессиональной ориентации, высокого уровня профессиональной мобильности, с развитой способностью к созиданию и самосозиданию.