Департамент культуры и искусства Пермской области
Образовательная практика и педагогический потенциал Пермской государственной художественной галереи
Тавризян Юлия Борисовна, зав. отделом музейной педагогики Пермской государственной художественной галереи gallery@permonline.ru
Работа с аудиторией, особенно детской, ведется Пермской галереей на протяжении всех 80 лет существования музея, поскольку просветительская деятельность является его "имманентной функцией". Однако помимо традиционных для музеев форм работы со зрителем - экскурсий и лекций - уже с 20-х годов в галерее существовали и иные приемы: был создан специальный отдел по работе с детьми, методический сектор. Существовали изостудии, которые посещали, кстати, даже будущие известные художники Перми, кружки и клубы. В последнее десятилетие активность галереи, направленная на позиционирование в образовательном пространстве региона, значительно возросла. Галерея освоила новые методы работы: музейно-педагогические. Сотрудничество с Российским Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург) позволило включиться в эксперимент по освоению и региональной адаптации музейно-педагогической многоуровневой программы "Здравствуй, музей!", созданной Центром. В течение 10 лет продолжается деятельность по созданию и обеспечению учебно-воспитательного процесса особого типа совместно с МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профииля". Эта школа стала для галереи базовой для отработки проекта программы регионального варианта эстетического воспитания и художественного образования, осуществляемой на основе Концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования и Концепции художественного образования, разработанной Центром при участии московского НИИ эстетического воспитания.
Необходимость региональной программы эстетического воспитания и художественного образования назрела уже давно. Об этом говорит не только интерес к образовательным программам галереи, но и, прежде всего, одновременно ведущиеся разработки во многих ведущих научных центрах России. Эта необходимость диктуется спецификой культурной ситуации в стране, особенностями Концепции модернизации образования, в которой очень мало внимания уделено художественному аспекту. Думается, что важность этого компонента образовательного процесса не нуждается в обосновании. Поэтому остановимся на месте художественного музея, и, в частности, Пермской галереи, в его введении в педагогическую практику школ.
Роль художественных музеев в эстетическом воспитании детей трудно переоценить. "являясь хранителем живого классического наследия и одновременно непосредственно влияя на изменение парадигмы современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни, музей вместе с храмом, библиотекой (медиатекой), школой, университетом составляет остов, институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры". Помимо художественной практики, художественных навыков, неотъемлемой частью эстетического воспитания и художественного образования является художественное восприятие. Оно необходимо для формирования визуальной культуры, эстетического вкуса, уважительного отношения к своему, и как следствие, к чужому творчеству. Именно такой подход способствует формированию исторической памяти, бережному отношению к наследию страны. Результатом его станет эстетическое мировосприятие, то есть восприятие мира по законам красоты, смыслом которого становится созидание, а не разрушение.
Важность обсуждаемой проблемы и значение опыта Пермской галереи в ее разрешении подтверждается намерением Российской секции ИКОМ (Международного Совета Музеев) посвятить очередное заседание теме "Образование в музее - музей в образовании". Это заседание состоится в Перми в декабре текущего года. В его проведении, помимо членов ИКОМ, примут участие крупнейшие специалисты в области музейной педагогики (Центр музейной педагогики ГРМ).
Пермская галерея предлагает всем заинтересованным структурам и специалистам принять участие в проекте "Музейный драйв", которая будет приурочена к заседанию ИКОМ:
- Научно-практический семинар "Опыт взаимодействия музеев и образовательных структур"
- Обучающий семинар по программе "Здравствуй, музей!" для учителей культурологических дисциплин, сотрудников педагогических служб музеев, воспитателей и методистов дошкольных учреждений Пермской области.
- Мастер-классы по программе "Здравствуй, музей!"
- Областные выставки творчества детей с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях города Перми.
- Акция "Мы живем на рубеже веков" в МОУ "Средняя школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля".
Помимо этих мероприятий Пермская галерея в 2002 - 2003 учебном году предлагает педагогам и сотрудникам музеев Пермской области следующие обучающие курсы:
- Учебный курс "Знакомство с языком изобразительного искусства". Содержание и методика преподавания.
- "Художественная культура Пермского края"
- Искусство Новейшего времени.
В новом учебном году, как и в течение предыдущего десятилетия, будут функционировать Воскресная школа эстетического развития для детей 3-6 лет и художественная студия для детей 6-10 лет. Наш новый проект - это открытие Гуманитарного Клуба и заочной Гуманитарной школы для старшеклассников. Смыслом этой программы станет погружение ребят в контекст разных исторических эпох и выявление связей не только между отдельными гуманитарными дисциплинами (история, философия, культурология, история изобразительного искусства, литература), но связей между теми далекими временами и сегодняшним днем. Курс рассчитан на три года (9-11 классы) и посвящен следующим темам:
- "Чем нам дорога Древняя Греция?".
- "Темны ли Средние века?".
- "Достоинство. Добродетель родом из Ренессанса".
В программе - занятия в галерее, беседы с учеными разных гуманитарных специальностей, ролевые игры, театральные постановки, конференции. Для ребят, живущих не в Перми, эта программа будет осуществляться в виде заочной школы: пройдут установочные сессии, будут высылаться пакеты контрольных работ, пройдут методические занятия с педагогами. Дважды в год пройдут сессии, совмещенные с развлекательными программами.
Во время работы всех кружков, клубов, школ возможно проведение открытых уроков, индивидуальных и групповых консультаций.
Особая страница образовательной деятельности галереи неразрывно связана с работой в школе № 2. Дело не только во включенности большого количества сотрудников галереи в педагогический процесс. Очень важным моментом является проведение научно-практических семинаров, посвященных изучению научных проблем, важных как для образовательного учреждения, так и для музеев. В новом учебном году планируются следующие семинары:
- "Художественный текст: подходы к анализу" (ноябрь)
- "Естественнонаучное знание в гуманитарном образовательном процессе (часть 2)." (февраль)
- "Формирование языковой культуры школьников как составляющая содержания гуманитарного образования" (апрель)
Семинары проходят на базе школы, по адресу: г. Пермь, ул. Советская, д.33. В этом году нам особенно приятно пригласить коллег, так как встречи состоятся в обновленном здании школы, где только что закончилась реконструкция.
Традиционным для галереи стало сотрудничество с Департаментом образования и науки Пермской области на ярмарке "Арт - Пермь". Уже трижды состоялась акция "Пермский бульвар". В прошлом году она приобрела культурно-созидательный характер: прошел конкурс художественных объектов, авторами которых стали школьники. В акции, помимо ребят из общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, принимали участие учащиеся средних специальных учебных заведений (специальность "Художественный дизайн") и студенты ПГУ, которые выступали кураторами, консультантами школьных команд. Впервые акция была пролонгированной: она завершилась на следующей ярмарке - "Образование и карьера", где состоялся семинар "Способы организации творческой деятельности учащихся" и были подведены итоги конкурса объектов "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?". Обидно, что администрация некоторых учебных заведений оказалась менее инициативной, чем их учащиеся и проигнорировала не только семинар, но даже вручение наград школьникам, так что организаторам акции пришлось самостоятельно разыскивать авторов, чтобы вручить подарки и грамоты Департамента образования и науки. Хочется выразить большую признательность председателю Департамента А.Л. Зимину и ведущему специалисту Департамента С.Б. Караваевой за понимание и поддержку в ежегодном проведении акции. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и углубление взаимодействия органов культуры и образования. В новом году организаторы акции "Пермский бульвар" как всегда будет ждать ее участников на выставке "Арт - Пермь -2003".
Еще одной новинкой в деятельности галереи станет проведение Конкурс культурно-созидательных проектов учащихся Пермской области "Прикамье. Новый взгляд". С положением о конкурсе, времени его проведения и других условиях учебные заведения области смогут ознакомиться после завершения ремонта художественной галереи.
В качестве более отдаленной перспективы мы планируем организацию Регионального научно-методического Центра эстетического воспитания и художественного образования на базе галереи и школы № 2, а также открытие арт-терапевтической студии в стенах галереи.
Таким образом, Пермская государственная художественная галерея предлагает множество образовательных программ, как для учащихся, так и для учителей и сотрудников музеев. Помимо этого, традиционными формами работы остаются экскурсии и лекции для детей и взрослых, для посетителей разных возрастных категорий и разных интересов. С их тематикой и особенностями можно познакомиться по телефонам 12-23-95, 12-95-24.
|