ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Департамент культуры и искусства Пермской области

Образовательная практика и педагогический потенциал Пермской государственной художественной галереи
Тавризян Юлия Борисовна,
зав. отделом музейной педагогики Пермской государственной художественной галереи gallery@permonline.ru

Работа с аудиторией, особенно детской, ведется Пермской галереей на протяжении всех 80 лет существования музея, поскольку просветительская деятельность является его "имманентной функцией". Однако помимо традиционных для музеев форм работы со зрителем - экскурсий и лекций - уже с 20-х годов в галерее существовали и иные приемы: был создан специальный отдел по работе с детьми, методический сектор. Существовали изостудии, которые посещали, кстати, даже будущие известные художники Перми, кружки и клубы. В последнее десятилетие активность галереи, направленная на позиционирование в образовательном пространстве региона, значительно возросла. Галерея освоила новые методы работы: музейно-педагогические. Сотрудничество с Российским Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург) позволило включиться в эксперимент по освоению и региональной адаптации музейно-педагогической многоуровневой программы "Здравствуй, музей!", созданной Центром. В течение 10 лет продолжается деятельность по созданию и обеспечению учебно-воспитательного процесса особого типа совместно с МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профииля". Эта школа стала для галереи базовой для отработки проекта программы регионального варианта эстетического воспитания и художественного образования, осуществляемой на основе Концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования и Концепции художественного образования, разработанной Центром при участии московского НИИ эстетического воспитания.
Необходимость региональной программы эстетического воспитания и художественного образования назрела уже давно. Об этом говорит не только интерес к образовательным программам галереи, но и, прежде всего, одновременно ведущиеся разработки во многих ведущих научных центрах России. Эта необходимость диктуется спецификой культурной ситуации в стране, особенностями Концепции модернизации образования, в которой очень мало внимания уделено художественному аспекту. Думается, что важность этого компонента образовательного процесса не нуждается в обосновании. Поэтому остановимся на месте художественного музея, и, в частности, Пермской галереи, в его введении в педагогическую практику школ.
Роль художественных музеев в эстетическом воспитании детей трудно переоценить. "являясь хранителем живого классического наследия и одновременно непосредственно влияя на изменение парадигмы современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни, музей вместе с храмом, библиотекой (медиатекой), школой, университетом составляет остов, институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры". Помимо художественной практики, художественных навыков, неотъемлемой частью эстетического воспитания и художественного образования является художественное восприятие. Оно необходимо для формирования визуальной культуры, эстетического вкуса, уважительного отношения к своему, и как следствие, к чужому творчеству. Именно такой подход способствует формированию исторической памяти, бережному отношению к наследию страны. Результатом его станет эстетическое мировосприятие, то есть восприятие мира по законам красоты, смыслом которого становится созидание, а не разрушение.
Важность обсуждаемой проблемы и значение опыта Пермской галереи в ее разрешении подтверждается намерением Российской секции ИКОМ (Международного Совета Музеев) посвятить очередное заседание теме "Образование в музее - музей в образовании". Это заседание состоится в Перми в декабре текущего года. В его проведении, помимо членов ИКОМ, примут участие крупнейшие специалисты в области музейной педагогики (Центр музейной педагогики ГРМ).
Пермская галерея предлагает всем заинтересованным структурам и специалистам принять участие в проекте "Музейный драйв", которая будет приурочена к заседанию ИКОМ:

  • Научно-практический семинар "Опыт взаимодействия музеев и образовательных структур"

  • Обучающий семинар по программе "Здравствуй, музей!" для учителей культурологических дисциплин, сотрудников педагогических служб музеев, воспитателей и методистов дошкольных учреждений Пермской области.

  • Мастер-классы по программе "Здравствуй, музей!"

  • Областные выставки творчества детей с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях города Перми.

  • Акция "Мы живем на рубеже веков" в МОУ "Средняя школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля".

Помимо этих мероприятий Пермская галерея в 2002 - 2003 учебном году предлагает педагогам и сотрудникам музеев Пермской области следующие обучающие курсы:
  • Учебный курс "Знакомство с языком изобразительного искусства". Содержание и методика преподавания.

  • "Художественная культура Пермского края"

  • Искусство Новейшего времени.

В новом учебном году, как и в течение предыдущего десятилетия, будут функционировать Воскресная школа эстетического развития для детей 3-6 лет и художественная студия для детей 6-10 лет. Наш новый проект - это открытие Гуманитарного Клуба и заочной Гуманитарной школы для старшеклассников. Смыслом этой программы станет погружение ребят в контекст разных исторических эпох и выявление связей не только между отдельными гуманитарными дисциплинами (история, философия, культурология, история изобразительного искусства, литература), но связей между теми далекими временами и сегодняшним днем. Курс рассчитан на три года (9-11 классы) и посвящен следующим темам:
  • "Чем нам дорога Древняя Греция?".

  • "Темны ли Средние века?".

  • "Достоинство. Добродетель родом из Ренессанса".

В программе - занятия в галерее, беседы с учеными разных гуманитарных специальностей, ролевые игры, театральные постановки, конференции. Для ребят, живущих не в Перми, эта программа будет осуществляться в виде заочной школы: пройдут установочные сессии, будут высылаться пакеты контрольных работ, пройдут методические занятия с педагогами. Дважды в год пройдут сессии, совмещенные с развлекательными программами.
Во время работы всех кружков, клубов, школ возможно проведение открытых уроков, индивидуальных и групповых консультаций.
Особая страница образовательной деятельности галереи неразрывно связана с работой в школе № 2. Дело не только во включенности большого количества сотрудников галереи в педагогический процесс. Очень важным моментом является проведение научно-практических семинаров, посвященных изучению научных проблем, важных как для образовательного учреждения, так и для музеев. В новом учебном году планируются следующие семинары:
  • "Художественный текст: подходы к анализу" (ноябрь)

  • "Естественнонаучное знание в гуманитарном образовательном процессе (часть 2)." (февраль)

  • "Формирование языковой культуры школьников как составляющая содержания гуманитарного образования" (апрель)

Семинары проходят на базе школы, по адресу: г. Пермь, ул. Советская, д.33. В этом году нам особенно приятно пригласить коллег, так как встречи состоятся в обновленном здании школы, где только что закончилась реконструкция.
Традиционным для галереи стало сотрудничество с Департаментом образования и науки Пермской области на ярмарке "Арт - Пермь". Уже трижды состоялась акция "Пермский бульвар". В прошлом году она приобрела культурно-созидательный характер: прошел конкурс художественных объектов, авторами которых стали школьники. В акции, помимо ребят из общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, принимали участие учащиеся средних специальных учебных заведений (специальность "Художественный дизайн") и студенты ПГУ, которые выступали кураторами, консультантами школьных команд. Впервые акция была пролонгированной: она завершилась на следующей ярмарке - "Образование и карьера", где состоялся семинар "Способы организации творческой деятельности учащихся" и были подведены итоги конкурса объектов "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?". Обидно, что администрация некоторых учебных заведений оказалась менее инициативной, чем их учащиеся и проигнорировала не только семинар, но даже вручение наград школьникам, так что организаторам акции пришлось самостоятельно разыскивать авторов, чтобы вручить подарки и грамоты Департамента образования и науки. Хочется выразить большую признательность председателю Департамента А.Л. Зимину и ведущему специалисту Департамента С.Б. Караваевой за понимание и поддержку в ежегодном проведении акции. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и углубление взаимодействия органов культуры и образования. В новом году организаторы акции "Пермский бульвар" как всегда будет ждать ее участников на выставке "Арт - Пермь -2003".
Еще одной новинкой в деятельности галереи станет проведение Конкурс культурно-созидательных проектов учащихся Пермской области "Прикамье. Новый взгляд". С положением о конкурсе, времени его проведения и других условиях учебные заведения области смогут ознакомиться после завершения ремонта художественной галереи.
В качестве более отдаленной перспективы мы планируем организацию Регионального научно-методического Центра эстетического воспитания и художественного образования на базе галереи и школы № 2, а также открытие арт-терапевтической студии в стенах галереи.
Таким образом, Пермская государственная художественная галерея предлагает множество образовательных программ, как для учащихся, так и для учителей и сотрудников музеев. Помимо этого, традиционными формами работы остаются экскурсии и лекции для детей и взрослых, для посетителей разных возрастных категорий и разных интересов. С их тематикой и особенностями можно познакомиться по телефонам 12-23-95, 12-95-24.

написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru