ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Некоторые подходы к разработке уроков по правам человека во II классе
КоровинаТ.И., учитель начальных классов школы №33
Происходящие коренные социальные преобразования, сопровождающие переходный период, кризисные явления и позитивные движения к гражданскому обществу и правовому государству, определяют особую актуальность развития системы правового образования в школе.
Цель правового образования: заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите, как применительно к себе, так и к другим людям, наделенной гражданским самосознанием и общественно активной позицией.
Средством реализации этой цели служит программа Семиной Л., Максаковой В. "Я, ты, мы. Учимся договариваться", направленная на познание ребенком самого себя (своего внешнего облика, чувств, эмоций, характера, социальных ролей), на осознание внутреннего мира другого человека и его принятие, на изучение социальных групп, в которые он включен. В ходе занятий развивается личность ребенка, его способности, интеллект, умение сопереживать. В центре внимания -
не просто ребенок как индивид, а его эмоционально-личностное отношение к окружающему миру.
В ходе реализации данной программы учителю необходимо творчески подходить к отбору содержания и методике организации занятий, исходя из личного понимания содержания изучаемого материала и ориентируясь на конкретный состав учащихся своего класса.
Свои подходы к моделированию уроков на основе данной программы проиллюстрирую на примере одного из них.
Тема урока: "Мое настроение".
Цель урока: помочь детям научиться с пониманием относиться к эмоциональному миру человека и окружающих людей. Проектируемый учителем результат урока: осознание учащимися того, что чувства человека возникают под влиянием различных внешних факторов; развитие умения различать чувства и поступок; дифференциация этих чувств; развитие умения уважительно относиться к чувствам других людей.
Этапы урока направлены на достижение поставленной цели. Во время разминки дети вспоминают основные события дня и чувства, которые при этом испытывали. Делимся впечатлениями и приходим к решению, что если совершишь плохой поступок, то и настроение при этом плохое. Дети приводят некоторые примеры из собственной жизни и приходят к выводу, что если не сдерживать свои негативные чувства, можно нарушить права другого человека. Например, вспоминаем случай, который произошел в первом классе. Мальчика оскорбили во время перемены, он зашел в кабинет и у соседки по парте начал разбрасывать вещи. Пенал попал в ученика, завязалась потасовка. При обсуждении ситуации приходим к выводу, что если бы мальчик знал, как поступить в этом случае, конфликта бы не произошло.
Далее выясняем, что такое эмоция и настроение. Как человек может выражать свое настроение? Данные понятия (настроение, эмоция) заносим в словарик, который ведет каждый ученик. После игры "Изобрази и угадай чувство, эмоцию" дети приходят к выводу, что очень важно разобраться в своих чувствах и чувствах окружающих людей, чтобы научиться управлять своими эмоциями и не нарушать права других людей. В конце урока обсуждаем, какие могут возникнуть ситуации, если человек не может контролировать свои чувства:
- оскорбление чувств другого;
- нанесение вреда здоровью;
- причинение материального ущерба (порвал книгу, сломал пенал:).
Конечно, одного урока недостаточно для того, чтобы ребенок научился управлять своими чувствами и эмоциями, но такой урок осмысления необходим. Возникает понимание того, что есть эмоция, как она может влиять на поступки человека. Дети начинают глубже осознавать социальную среду, в рамках которой они рассматривают свои действия. Сначала младшие школьники почти не понимают, как их поступки затрагивают другого человека. Со временем они начинают учитывать мнения наиболее значимых для них людей и только после этого приходят к осознанию связи своего поведения с окружающими, с которыми они общаются. Из этого следует, что ребенок, который оказывается в состоянии понять скрытый смысл своих поступков ("Я не только причиняю вред своим друзьям, я мешаю работать целой группе"), может высказать более адекватное или зрелое суждение, чем тот, кто обладает узким мышлением.
В итоге изучения курса учащимися создаются правила жизни в классе. Это определяет для учителя задачу - создать условие, чтобы правила, которые дети самостоятельно вырабатывают на уроках права, работали на всех других уроках и действовали во время перемен. В начале ведения данного курса суждения на занятиях было трудно наполнить желаемым смыслом, но уже к концу первого года обучения удалось зафиксировать результат: мы с детьми можем придти к единым выводам, можем работать в общем понятийном поле.
Способы, которые использованы на этих занятиях:
- постановка вопроса, допускающего разные мнения и суждения;
- ненавязывание своего мнения;
- самостоятельный поиск детьми возможного решения;
- побуждение детей к доказательству своих ответов, суждений;
- обсуждение реальных конфликтных ситуаций, которые случаются в школьной жизни, определение возможных способов их разрешения.
Знания, построенные с учетом возрастных особенностей младшего школьника, преобладающего на этом этапе эгоцентризма, способствуют развитию у учащихся способности уважать мнение другого, отличное от своего, принимать его, осознавать свою социальную роль, взаимосвязь с другими людьми. Дети учатся разрешать возникающие конфликты и позитивно выходить из них.
Таким образом, организованное преподавание курса "Права человека" является инструментом формирования основ правовой культуры у учащихся первой ступени общеобразовательной школы. Освоение курса обеспечивает открытие учащимися знаний по правам человека и основных способов их использования и сохранения.
|