Психологическое сопровождение проектирования профессиональной карьеры студентов в колледже (на примере ПССГК)
Невельсон Е.Ю., психолог ПССГК
Психологическое сопровождение проектирования профессиональной карьеры студента колледжа начинается с момента принятия им решения об учебе в нашем учебном заведении. Основными направлениями деятельности психолога в этом аспекте являются:
- психологическое и профессиональное просвещение;
- психологическая и профессиональная диагностика;
- психологическое и профессиональное консультирование;
Психологическое и профессиональное просвещение
Основная цель работы психолога в этом направлении - дать абитуриентам полное представление о той или иной профессии, ее значении, предметах и средствах труда, психологических и социальных аспектах.
Для этого специалистами Центра профориентации разрабатываются профессиограммы на профессии, по которым в колледже осуществляется подготовка специалистов. Профессиограммы составляются как для абитуриентов, только начинающих знакомство с данной профессией, так и для студентов-выпускников колледжа.
В профессиограммах отражаются: история профессии, ее эстетика и экономика, предметы и средства труда, орудия и результаты труда, санитарно-гигиенические условия, психологические качества, необходимые для профессионала, а так же качества личности, противопоказанные для успешного овладения данной профессией, специальностью.
Кроме профессиограмм, специалистами Центра профориентации разрабатываются различные памятки, брошюры, задача которых - помочь абитуриентам в процессе личностного и профессионального самоопределения, а студентам - в процессе овладения профессией.
Основные темы брошюр: "Как научиться сдавать экзамены (советы психолога)", "Как узнать и развить свои способности", "Как научиться понимать (психология взаимоотношений с людьми)" и др.
В рамках психологического и профессионального просвещения с абитуриентами и студентами проводятся беседы, профориентационные игры, занятия.
Психологическая и профессиональная диагностика
Задача диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях, профессиональной направленности, специальных способностях абитуриентов и студентов.
Психологическая и профессиональная диагностика в колледже носит научно-практический характер и проводится по нескольким направлениям.
- Выявление профессиональной направленности абитуриентов, с целью наиболее оптимального выбора будущей профессии;
- Определение комплекса специальных способностей, необходимых для овладения той или иной профессией;
- Выявление личностных особенностей, препятствующих проектированию полноценной профессиональной карьеры. Цели:
- профилактика профессионального несоответствия студентов выбранной специальности;
- выявление путей компенсаций одних профессионально важных качеств другими, либо выработка стратегии корректирования некоторых личностных особенностей;
- переориентация абитуриентов на другую профессию, в большей мере подходящую для их личности.
4. Мониторинг развития личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Цель - выявление степени соответствия развития личностных и профессиональных качеств у студентов, необходимых для становления высококвалифицированного специалиста.
Профессиональное консультирование
Профориентационное консультирование проводится как с абитуриентами, так и со студентами колледжа. С различными категориями учащихся профконсультация имеет свои особенности.
С абитуриентами психолог проводит предварительную профконсультационную беседу, целью которой является - актуализация знаний, предпочтений поступающего выбранной специальности, установление соответствия своих способностей и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку.
Профессиональная консультация предполагает индивидуальную или групповую работу с абитуриентами на основе знания их склонностей, интересов, способностей и других психологических свойств и качеств личности. Поэтому проведению профконсультационной беседы предшествует изучение личности поступающего различными методами ( наблюдение, анкетирование, тестовые методики).
Для изучения профессиональных интересов и склонностей абитуриентов используются как традиционные методики (ДДО, карта интересов, тест Голланда), так и новые компьютерные методики "Профи", "Выбор".
Для изучения личностных особенностей, общих и специальных способностей используются методики Кеттелла, Векслера, Равена, методика диагностики работоспособности Ландольта, методика диагностика социального интеллекта Гилфорда и другие.
Со студентами профконсультационные беседы проводятся так же после всесторонней психологической и профессиональной диагностики. Однако цели такой беседы несколько иные, т.к. выбор профессии уже сделан. Основная задача беседы - проведение студентами рефлексивного анализа соответствия своих способностей и качеств требованиям данной профессии, нахождение путей своей профессиональной реализации.
В заключении хочется отметить, что проектирование профессиональной карьеры - процесс постоянный и требующий от студентов умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, менять себя в сложных жизненных ситуациях. Поэтому психологическое сопровождение этого процесса должно проводиться постоянно, на всех этапах профессионального обучения студентов и в комплексе со всеми специалистами Ассоциации непрерывного образования XXI век.
|