Модель управления процессом профессионального самоопределения студентов колледжа.
Захаров Н.Н., профессор, ректор ПСИ- филиала МОСУ,
Куляпин А.С., начальник центра профориентации "Структура"
Каюрин В.В., зам. директора Прикамского современного социально-гуманитарного колледжа
Прикамский социально-гуманитарный колледж как составляющее звено системы непрерывного гуманитарного образования создан в мае 1997 года, имеет лицензию № 3998 от 29 мая 2001 года на право ведения образовательной деятельности по программам среднего профессионального и дополнительного образования; в 2001 году успешно прошел государственную аттестацию и государственную аккредитацию (свидетельство о государственной аккредитации от 19 июля 2001 г.) по специальностям: "Правоведение" и "Экономика, бухгалтерский учет и контроль"
Реализацию модели профессионального самоопределения студента в Прикамском современном социально-гуманитарном колледже осуществляет координационный центр профориентации, в состав которого входят учебный отдел, психологическая, медицинская, социологическая службы и др.
При этом координационный центр профориентации не только проводит мониторинг, но и осуществляет психолого-педагогическую поддержку обучающихся на всех этапах профессионального самоопределения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального развития специалистов представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции познавательной сферы и личности студента.
При реализации модели профессионального самоопределения в колледже организованы следующие виды сопровождения:
- юридическое сопровождение, которое складывается из решения текущих юридических вопросов, в том числе, создания необходимых локальных актов деятельности колледжа, различного рода договорное обеспечение и пр., а также проведения в учебном процессе комплекса мер по профессиональной ориентации молодых людей;
- психологическое сопровождение - ведется по следующим направлениям: просветительское, профилактическое, диагностическое и консультационное. Первостепенной задачей психолога колледжа является обеспечение психолого-педагогических условий для личностного и профессионального развития каждого студента:
- Психологическая помощь абитуриентам в выборе профессии;
- Развитие способности к самостоятельности, целеполаганию, планированию своих жизненных перспектив;
- Помощь студентам в самопознании;
- медицинское сопровождение, одной из важных задач которого является задача подготовки студента к жизни и труду в новых социально-экономических условиях, формирование у него правильного и глубокого понимания здорового образа жизни.;
- организационно-педагогическое сопровождение - осуществляется учебным отделом, преподавателями, кураторами групп. При этом основное внимание уделяется задаче формирования навыков и умений самостоятельной работы студента и стремления к самосовершенствованию. Учебный отдел, кураторы групп в своей работе тесно взаимодействуют с координационным центром профориентации и психологической службой колледжа;
- информационное сопровождение процесса профессионального самоопределения обеспечивается современными техническими средствами и новейшими компьютерными методиками. В основе информационного сопровождения лежит многоуровневая система компьютерного тестирования и обработки данных, базирующаяся на современных программных продуктах. Для этого проводится анализ существующих тестовых систем, а также их компьютерных интерпретаций, с целью качественного отбора и дальнейшего использования в процессе профессионального самоопределения.
С учетом того, что Прикамский современный социально-гуманитарный колледж имеет статус негосударственного, он вынужден существовать в тяжелейших условиях конкурентной борьбы, и, следовательно, строить свою работу по развитию структуры подготовки специалистов качественнее, чем другие учебные заведения, не отступая, при этом, от общих целей среднего профессионального образования Пермской области.
Концепция реформирования общества должна творчески вбирать в себя не только имеющийся мировой опыт в этой области, но и собственный. На такую позицию и опирается в своей работе коллектив колледжа, выстраивая структуру подготовки специалистов и ориентируя ее на региональные потребности.
В этой связи важнейшей задачей в процессе реализации модели управления профессиональным самоопределением будущего специалиста становится задача формирования у студента навыков и умений самостоятельной работы и стремления к самосовершенствованию.
Модель управления профессиональным самоопределением студента проходила апробацию в Прикамском современном социально-гуманитарном колледже - звене системы непрерывного образования "школа - колледж - вуз" в течение 5-и лет. За это время коллективом колледжа:
- Определены и апробированы этапы профессионального самоопределения абитуриентов и студентов колледжа, разработаны профессиограммы специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов;
- Организована работа приемной комиссии по профессиональному самоопределению абитуриентов в течение календарного года, при этом проводится психологическое тестирование, профессиональное консультирование, диагностика и отбор. Абитуриент получает исчерпывающую информацию об интересующих его профессиях;
- В течение учебного года продолжается развитие профессиональных интересов студентов и формирование их профессиональных склонностей, осуществляется формирование профессиональных способностей;
- Проводится систематический мониторинг профессионального самоопределения студентов и выпускников колледжа, осуществляется постоянная связь с выпускниками и работодателями.
В результате реализации модели управления профессиональным самоопределением студентов:
- выпускники колледжа, по заключению членов Государственной аттестационной комиссии, обладают значительной мотивацией к проектированию профессиональной карьеры, имеют необходимые для этого профессиональные знания и практические навыки;
- все выпускники колледжа трудоустроены, как правило, по приобретенной специальности, успешно прошли период адаптации, рекламаций на качество подготовленных специалистов со стороны работодателей нет;
- подавляющее число выпускников колледжа намерено продолжать образование по избранной профессии в Прикамском социальном институте.
Реализация этапов профессионального самоопределения обучающихся наиболее эффективна именно в системе непрерывного образования, так как только система позволяет реализовать потенциальные возможности, заложенные в ней.
|