ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Моделирование систем знаний для целей дистанционного обучения
(на примере дисциплины "Техническая механика")
Программа Совета 
Парамзина В.В., Пермское речное училище (техникум), ПОИПКРО
. В III тысячелетии российское общество предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов, где главными являются умения:
- оперативно принимать самостоятельное решение;
- общаться на основе телекоммуникаций;
- хорошо ориентироваться в процессах, происходящих в обществе;
- быстро адаптироваться к меняющейся обстановке.
Повсеместное внедрение в процесс обучения НИТ позволило, наряду с традицион-ной моделью образования (основой ее служит лекционно-сессионная система обучения (ЛССО) , развиваться технологии дистанционного обучения (ДО).
Основой технологии дистанционного обучения является специально созданный курс ДО. Рассмотрим процесс внедрения технологии дистанционного обучения в учебный про-цесс на примере курса "Основы теоретической механики" (ОТМ), созданного автором ста-тьи.
В 2000-2001 учебном году данный КДО был апробирован на курсах повышения ква-лификации (КПК) преподавателей технической механики колледжей области, организо-ванных специалистами ПОиТО Пермского областного (регионального) института повы-шения квалификации работников образования.
После апробации, курс был доработан автором, с учетом обширного практического материала, созданного слушателями КПК и в 2001 году был внедрен в учебный процесс Пермского речного училища (техникума).
Группа студентов специальности 1705 изучала курс "Основы теоретической механи-ки" на базе локальной компьютерной сети ПРУ. Курс ДО состоит из 18 модулей, сгруппи-рованных в три раздела: статика, кинематика и динамика. Каждый модуль сопровождается базой тестовых заданий. По окончании изучения курса студентам предлагался зачетный тест.
Особенностью данного КДО является моделирование системы знаний по теоретиче-ской механике, т.е. он базируется не на расплывчатом "учебном материале", а на отчетли-вой системе знаний.
Такая система знаний имеет элементный состав, структуру связей между элементами системы, цель (функцию). Наличие тройки: "элементы", "структура", "цель" можно обна-ружить в любом представлении учебных знаний, но эта стихийная системность не может привести к моделям систем знаний ,пригодных для целей дистанционного (открытого) об-разования.
Ниже приводится фрагмент одного из модулей КДО "Основы теоретической меха-ники"
Модуль ОТМ-5. Момент силы и пары сил. Вход: Модуль ОТМ-4 Выход: Понятия. Пара сил (пара) - это плоская система параллельных сил, состоящая из 2-х равных по модулю, противоположных по направлению и не лежащих на одной прямой.
Эквивалентная пара - это пара, заменяющая собой данную пару и не изменяющая, при этом механическое состояние тела.
Результирующая пара - это пара, заменяющая собой действие нескольких данных пар.
Утверждения.
УТВ ОТМ 5 - 1. Момент силы относительно точки равен произведению модуля си-лы на кратчайшее расстояние от данной точки до линии действия силы, т.е. M0 (F) = F*l.
УТВ ОТМ 5 - 2. Точка называется центром момента.
УТВ ОТМ 5 - 3. Кратчайшее расстояние от центра момента до линии действия силы называется плечом.
УТВ ОТМ 5 - 4. Если сила стремится вращать тело, к которому приложена, по часо-вой стрелке, то момент считается отрицательным; если наоборот - положительным.
УТВ ОТМ 5 - 5. Модуль и знак момента силы зависит от выбора центра момента.
УТВ ОТМ 5 - 6. Для определения момента силы относительно оси надо спроециро-вать силу на плоскость, перпендикулярную оси, и найти момент проекции силы на плос-кость относительно точки пересечения оси с плоскостью, т.е. Mz (F) = F*l.
УТВ ОТМ 5 - 7. Момент пары по модулю равен произведению одной из сил пары на кратчайшее расстояние между линиями действия сил, составляющих пару, т.е. M = F1* l = F2 * l.
УТВ ОТМ 5 - 8. Кратчайшее расстояние между линиями действия сил называется плечом пары.
УТВ ОТМ 5 - 9. Пара сил не имеет равнодействующей.
УТВ ОТМ 5 - 10. Пару сил нельзя уравновешивать одной силой.
УТВ ОТМ 5 - 11. Если пара стремится вращать тело, к которому приложена по часо-вой стрелке, то ее момент отрицателен, если наоборот - положителен.
УТВ ОТМ 5 - 12. Пару сил можно как угодно переносить в плоскости ее действия.
УТВ ОТМ 5 - 13. Механическое состояние тела не нарушится, если как угодно из-менять модули сил и плечо пары не изменяя при этом момент пары.
УТВ ОТМ 5 - 14. Процесс нахождения результирующей пары называется сложением пар.
УТВ ОТМ 5 - 15. Момент результирующей пары равен алгебраической сумме мо-ментов составления пар.
УТВ ОТМ 5 - 16. Для равновесия системы пар необходимо и достаточно, чтобы мо-мент результирующей пары был равен нулю, т.е. М = 0.
УТВ ОТМ 5 - 17. Момент измеряется в Н * м, кг * м, кг * см или в их кратных и дольных единицах.
Умения.
УМ ОТМ 5 - 1. Определить модуль и знак момента силы.
УМ ОТМ 5 - 2. Определить модуль и знак момента пары сил.
Изучая КДО "Основы теоретической механики" все студенты имели возможность работать в индивидуальном темпе, своевременно получать необходимые консультации от преподавателя. Работа в локальной сети требовала от каждого студента высокой само-стоятельности, что обеспечило прочное усвоение понятий изучаемой дисциплины и высо-кие рейтинги по результатам тестирования.
С помощью экспертной системы "Рыболов", содержащей подготовленные препода-вателем базы знаний, осуществлялось тестирование студентов. Особенности экспертной системы не позволяют студенту сдать тест простым угадыванием (как при выборе одного ответа из нескольких). При прохождении тестирования, на мониторе компьютера появля-лись два понятия (утверждения, описания и т.д.), от студента требовалось сравнить объе-мы данных понятий и выбрать один из четырех вариантов ответа. Объем каждого понятия определяется из семантической сети понятий, которая присутствует в каждом модуле КДО.
В качестве примера приводится база знаний к модулю ОТМ-1 "Основные понятия статики"
База знаний к модулю ОТМ-1.
"Основные понятия статики"
1. Система - это то, что можно рассматривать как систему
2. Идеальная система - система, которая существует только в сознании.
3. Система знаний - идеальная система понятий.
4. Подсистема - система, которая является правильной частью другой системы.
5. Элемент системы - подсистема, которая субъективно не имеет подсистем.
6. Множество - элемент системы всех множеств.
7. Векторное пространство - множество векторов, на котором допускаются опера-ции сложения и умножения на число.
8. Вектор - элемент векторного пространства.
9. Наука - система знаний об определенной предметной области.
10. Теоретическая механика - наука, изучающая движение и законы этого движения.
11. Тело - система материальных точек, движение и положение которых взаимосвя-заны.
12. Материальная точка - тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
13. Система сил - система нескольких сил, приложенных к телу или материальной точке.
14. Сила (F) - вектор, который определяет взаимодействие тел.
15. Плоская система сходящихся сил (ПССС) - система сил, которые лежат в одной плоскости и пересекаются в одной точке.
16. Плоская система произвольно расположенных сил (ПСС) - система сил, кото-рые лежат в одной плоскости и не пересекаются в одной точке.
17. Плоская система параллельных (ПСПС) - система сил, которые лежат в одной плоскости и линии действия которых параллельны.
18. Пространственная система сил - система сил, которые лежат в разных плоско-стях.
19. Сила тяжести (G) - сила, с которой тело притягивается к Земле.
20. Равнодействующая сила (R) - сила, оказывающая на тело, такое же действие, как и система сил.
21. Уравновешивающая сила - сила, равная по значению равнодействующей, проти-воположная ей по направлению и находящаяся с ней на одной линии действия.
22. Эквивалентные системы сил - системы сил, взятые порознь оказывают на тело одинаковое действие.
Для получения необходимого рейтинга (не ниже 75 из 100 возможных баллов) сту-дент должен прочно усвоить понятия и утверждения каждого модуля курса.




написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ


 



  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru