ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях

Этнографический музей в дошкольном образовательномо учреждении
Любовь Ивановна Югова, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 411" Мотовилихинского района г.Перми

Народ, который не знает своей культуры и истории, -презрен и легкомыслен.

Н.М.Карамзин

Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент.

Этнографический музей "Русская изба", функционирующий в детском саду с 1997 года и получивший в октябре 2001 года статус школьного музея, открывает главное средство воспитания исторического сознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре - через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили свой след те, кто их делал или ими владел. Знакомясь с подлинными вещами (прялкой, веретеном, туеском, корчагой, колесом и др.), дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого.

Музей возник по инициативе нашего музыкального руководителя, энергичного и деятельного педагога Буториной Маргариты Михайловны, которая собрала основной состав фондов музея - старинные предметы культуры и быта уральской деревни (Владимировка Октябрьского района).

При устройстве музея была использована литература и рекомендации специалистов в области этнографии и истории культуры (научные исследования кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, материалы экспериментальных педагогических площадок г.Перми и области под научным руководством Пименовой Л.В., научные исследования Центра-лаборатории этнопедагогики народов Прикамья при ПОИПКРО, рекомендации Рябовой Л.А., Черных А.В., труды Чагина Г.Н., книги Тихоновой М.В. и Смирновой Н.С. "Красна изба", О.Князевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры").

В экспозиционном зале воссоздан интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX в.в.: в "сенях" на полках расположены корзины, туеса, орудия труда, бочки, корыта; в избе оформлен "красный угол" с иконами, украшенными расшитыми полотенцами, стол с самоваром и лавки, зеркало в резной раме, умывальник с ушатом, печь с ухватами и кочергой, шкафы с посудой, полки с горшками, кринками, корчагами; деревянная кровать, покрытая лоскутным покрывалом, домотканый коврик на стене; в люльке, прикрепленной к потолку, лежит малыш (кукла). Представлены материалы и орудия мужского и женского крестьянского труда: ткацкий станок, прялки и веретена, инструменты для работы по дереву и др.

Задачи и содержание работы по приобщению детей к народной культуре определены разделами "Человек в истории", "Человек в культуре" экспериментальной программы социального развития детей дошкольного возраста (Пименовой Л.В.), построенной в соответствии с федеральными требованиями к содержанию дошкольного образования и отражающей особенности региона, конкретного места расположения образовательного учреждения. Для реализации задач разработаны перспективные блочно-тематические планы в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики: комплексным, деятельностным, средовым.

В работе с детьми используются различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок - это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей. Например, при ознакомлении детей с ремеслами на Руси ("Ремесла и рукоделия") дети наблюдают процесс прядения нити из шерстяной кудели, играют в игру "Клубочек", поют песни "Прялица", в группе расписывают силуэт прялки, плетут пояски и т.д.

Эффективным методом, используемым в нашей работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием "изобретение" пробуют изобрести новые предметы, фантазируют.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря. Хочу сослаться на авторитетное мнение Черных А.В. ("Праздники традиционного народного календаря и современность", метод.рекомендации по реконструкции календарной обрядности): "Взяв за основу праздники и обряды, можно апеллировать ко многим, если не ко всем элементам народной культуры: традиционному костюму, украшению дома, народной кухне, мировоззрению". Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

В детском саду традиционно проводятся Осенины, Колядки, Масленица, Сороки. Второй год знакомим детей с традициями христианских праздников: Рождество, Пасха, тем более что в русской культуре эти праздники связаны с народными обычаями и традициями. В подготовке праздников активно участвуют родители и сотрудники детского сада, ученики начальных классов, поэтому зачастую они превращаются в народные гуляния (например, Масленица).

Традиционными являются встречи с родителями в музее: семейные вечера в клубе "Уральские посиделки", на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают свои семейные традиции, поют колыбельные, играют с детьми. В течение года проходят встречи на следующие темы: "Традиции русской семьи", "Колыбельная в жизни ребенка", "Народная игрушка" и др. Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами; выпуск ежемесячного журнала "Фольклорная азбука".

Наш музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. Для учащихся начальных классов, размещенных в здании детского сада, проводятся занятия по ознакомлению с русской традиционной культурой. Для дошкольников и учащихся образовательных учреждений микрорайона, организуются экскурсии в музей на темы: "Предметы труда и быта крестьян", "Русь деревянная", "История русского традиционного костюма", "От лучины до электрической лампочки", "Как рубашка в поле выросла", "Народная игрушка" и др.

Перспективным направлением работы музея может стать краеведение. Определенные шаги в этом направлении сделаны в этом году: разработаны конспекты занятий, экскурсий по ознакомлению детей с историей родного города и микрорайона.

При ознакомлении детей с историей поселка была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали детям об известных людях микрорайона: улица Сигаева названа в память о директоре завода "Машиностроитель", рабочие которого живут на этой улице; улица Гашкова носит имя героя Великой Отечественной войны и т.д. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий: Целинная улица построена на месте, на котором не было прежде домов, на целине; Вышка - значит, высокое место, гора. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствовало уточнению и дополнению знаний детей. В результате возрос познавательный интерес детей к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.

При ознакомлении детей с родным городом эффективным методом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, как обозначить известные достопримечательности города, такие, как Диарама, музей артиллерии, стадион "Молот", драмтеатр, церковь и др., найти их место на плане. Аналогичная работа проводилась и со схемой микрорайона: дети совместно со взрослыми обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности, рисовали дорогу из дома в детский сад. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице. Фишки с обозначением известных объектов микрорайона - детский сад, больница, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие - придумывались и изготавливались вместе с детьми.

При поддержке Совета микрорайона и родителей в группе был объявлен конкурс на лучший проект "Двор моей мечты". Конкурс предполагал совместную работу детей и родителей. По условиям конкурса, проекты должны учитывать интересы и потребности разных слоев населения: детей и стариков, молодых мам, любителей спорта. Защита проектов вызвала большой интерес и у детей, и у взрослых. А работа со схемами, моделями, макетами города не только способствует социальному развитию, патриотическому воспитанию, но и развивает мышление, воображение, повышают познавательную активность.

Результаты работы свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе патриотического, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.

На базе детского сада регулярно проводятся открытые мероприятия для педагогов города и области, слушателей курсов ПОИПКРО, ПГПУ, студентов ПГПУ. Мы поддерживаем творческие связи с нашими единомышленниками из детских садов и школ, Славянской библиотеки, с педагогами дополнительного образования района и города, где черпаем новые идеи и практические находки.

Мы надеемся, что наша задача воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру, будет реализована. Такое воспитание, на наш взгляд, не даст ребенку впоследствии прийти к душевной пустоте и тупости, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми.


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru