ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Особенности организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде Программа Совета 

Смирнова А. А.

Проблема реализации профилактической работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде существует с момента возникновения проблемы наркомании и ВИЧ-инфекции в детско-молодежной среде. Суть проблемы в настоящее время сводится к возможности обеспечения не только когнитивного компонента профилактики (т.е. знаний о вреде употребления психоактивных веществ), но и поведенческого (“навыкового”, т.е. уровень сформированности отношения к проблеме: через развитие таких навыков, как сопротивления давлению, уверенного поведения, толерантности и т.д.) За последние 3 года предприняты попытки создать отраслевую нормативно – правовому основу реализации профилактики в образовательной среде, определены приоритеты по реализации психосоциальной модели профилактики злоупотребления ПАВ, Министерством образования РФ предложены к апробации в образовательных учреждениях целенаправленные программы: “Полезные привычки” для начальной школы и “Полезные навыки” для среднего звена.

Пермский регион с 2001 года принял участие в апробации данного курса в 1-х классах в 5-ти школах города. Основу данных образовательных курсов составляет концепция превентивного обучения. Предполагаемым результатом превентивного обучения является:

  1. информированность учащихся о вреде употребления ПАВ
  2. формирование “Я-образа”, который включает 3 компонента

    • когнитивный - знание своих качеств и способностей
    • эмоциональный - самоуважение
    • оценочный – стремление к адекватной самооценке

  1. развитие личностной и социальной компетенции (коммуникативные навыки, ответственное принятие решений)

Теоретическую основу “Полезных привычек” и “Полезных навыков” обеспечили научные разработки Бандуры (развитие саморегуляции и самоконтроля через положительное подкрепление приемлемого поведения и подражания ребенка) и Джессора (теория отклоняющегося поведения, обусловленного взаимовлиянием социальных, психологических, физиологических и генетических факторов). Таким образом, превентивное обучение имеет своей целью профилактику отклоняющегося поведения и развитие саморегуляции и самокнтроля, что позволяет выделить следующие психосоциальные подходы при организации профилактики:

    • психологическая прививка, т.е. развитие навыков сопротивления давлению, как результат “введения в организм небольшой дозы ослабленных носителей инфекции”, в данном случае усвоение социально желательной модели поведения в случае вовлечения в ситуацию предложения наркотического вещества
    • навыки сопротивления давлению. В рамках профилактической программы ребенка обучают распознавать, избегать или преодолевать ситуации, в которых велика вероятность давления сверстников, учат способам отказа с помощью ролевых игр
    • развитие личностной и социальной компетентности формируют навыки преодоления жизненных трудностей в целом и не ограничиваются какой-то одной проблемой. Детей учат решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Не менее важным компонентом программ является обучение взаимодействию с людьми и прежде всего эффективному общению, умению отстаивать свои позиции.

Основными методами, используемыми на уроках по превентивному обучению являются:

    1. Кооперативное обучение
    2. Мозговой штурм
    3. Групповая дискуссия
    4. Ролевое моделирование
    5. Упражнения-энергизаторы

Сравнивая традиционные уроки и уроки по превентивному обучению, эффективность используемой структуры общения обнаруживается в формировании умения слушать и слышать друг друга, выработке личностных и социальных навыков что становится дополнительным мотивом учебы, а стимулирование активного восприятия позволяет в три раза сократить время учителя, затрачиваемое на поддержание дисциплины.

Апробация курса “Полезных привычек” в 2001-2002 учебном году показала необходимость внедрения курса “Полезных привычек” или им подобным в других образовательных учреждениях. По мнению педагогов, уроки по превентивному обучению позволили им многое пересмотреть и переосмыслить в ведении урока, в отличии от традиционной формы обучения, где зачастую присутствует субъект-объектное взаимодействие, при организации занятия по превентивному обучению возникает необходимое условие создания субъект-субъектного взаимодействия, что в дальнейшем обеспечивает организацию и других учебных занятий подобным образом. Показательна оценка превентивного обучения со стороны родителей (см. рис.1)

 

Рис.1

По мнению родителей и педагогов наиболее интересными темами для детей первого класса оказались см. рис.2:

Рис.2

Учитывая данные опроса родителей и педагогов, реализовывавших курс “Полезные привычки” хотелось бы рекомендовать его для широкого использования



написать модератору
библиотека совета
участники совета

 

 

  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru