|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
Особенности организации профилактики злоупотребления
ПАВ в образовательной среде |
Программа Совета |
Смирнова А. А.
Проблема реализации профилактической работы по предупреждению
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
существует с момента возникновения проблемы наркомании и ВИЧ-инфекции в детско-молодежной
среде. Суть проблемы в настоящее время сводится к возможности обеспечения не только
когнитивного компонента профилактики (т.е. знаний о вреде употребления психоактивных
веществ), но и поведенческого (“навыкового”, т.е. уровень сформированности отношения
к проблеме: через развитие таких навыков, как сопротивления давлению, уверенного
поведения, толерантности и т.д.) За последние 3 года предприняты попытки
создать отраслевую нормативно – правовому основу реализации профилактики в образовательной
среде, определены приоритеты по реализации психосоциальной модели профилактики
злоупотребления ПАВ, Министерством образования РФ предложены к апробации в образовательных
учреждениях целенаправленные программы: “Полезные привычки” для начальной школы
и “Полезные навыки” для среднего звена.
Пермский регион с 2001 года принял участие в апробации данного
курса в 1-х классах в 5-ти школах города. Основу данных образовательных курсов
составляет концепция превентивного обучения. Предполагаемым результатом
превентивного обучения является:
- информированность учащихся о вреде употребления ПАВ
- формирование “Я-образа”, который включает 3 компонента
- когнитивный - знание своих качеств и способностей
- эмоциональный - самоуважение
- оценочный – стремление к адекватной самооценке
- развитие личностной и социальной компетенции (коммуникативные навыки, ответственное
принятие решений)
Теоретическую основу “Полезных привычек” и “Полезных навыков”
обеспечили научные разработки Бандуры (развитие саморегуляции и самоконтроля через
положительное подкрепление приемлемого поведения и подражания ребенка) и Джессора
(теория отклоняющегося поведения, обусловленного взаимовлиянием социальных, психологических,
физиологических и генетических факторов). Таким образом, превентивное обучение
имеет своей целью профилактику отклоняющегося поведения и развитие саморегуляции
и самокнтроля, что позволяет выделить следующие психосоциальные подходы при организации
профилактики:
- психологическая прививка, т.е. развитие навыков сопротивления давлению, как
результат “введения в организм небольшой дозы ослабленных носителей инфекции”,
в данном случае усвоение социально желательной модели поведения в случае вовлечения
в ситуацию предложения наркотического вещества
- навыки сопротивления давлению. В рамках профилактической программы ребенка
обучают распознавать, избегать или преодолевать ситуации, в которых велика вероятность
давления сверстников, учат способам отказа с помощью ролевых игр
- развитие личностной и социальной компетентности формируют навыки преодоления
жизненных трудностей в целом и не ограничиваются какой-то одной проблемой. Детей
учат решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников
и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс
и тревогу. Не менее важным компонентом программ является обучение взаимодействию
с людьми и прежде всего эффективному общению, умению отстаивать свои позиции.
Основными методами, используемыми на уроках по превентивному
обучению являются:
- Кооперативное обучение
- Мозговой штурм
- Групповая дискуссия
- Ролевое моделирование
- Упражнения-энергизаторы
Сравнивая традиционные уроки и уроки по превентивному обучению,
эффективность используемой структуры общения обнаруживается в формировании умения
слушать и слышать друг друга, выработке личностных и социальных навыков что становится
дополнительным мотивом учебы, а стимулирование активного восприятия позволяет
в три раза сократить время учителя, затрачиваемое на поддержание дисциплины.
Апробация курса “Полезных привычек” в 2001-2002 учебном году
показала необходимость внедрения курса “Полезных привычек” или им подобным в других
образовательных учреждениях. По мнению педагогов, уроки по превентивному обучению
позволили им многое пересмотреть и переосмыслить в ведении урока, в отличии от
традиционной формы обучения, где зачастую присутствует субъект-объектное взаимодействие,
при организации занятия по превентивному обучению возникает необходимое условие
создания субъект-субъектного взаимодействия, что в дальнейшем обеспечивает организацию
и других учебных занятий подобным образом. Показательна оценка превентивного обучения
со стороны родителей (см. рис.1)
Рис.1
По мнению родителей и педагогов наиболее интересными темами
для детей первого класса оказались см. рис.2:
Рис.2
Учитывая данные опроса родителей и педагогов, реализовывавших
курс “Полезные привычки” хотелось бы рекомендовать его для широкого использования
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|