ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  
"Музыкально-инструментальный фольклор русских
Осинского района Пермской области"
(на экспедиционном материале 1996, 1997 и 2000 гг.)
Программа Совета 

 

  Овцына Елена Витальевна,
сотрудник Лаборатории музыкального фольклора Пермского музыкального училища

pmu@perm.ru

В Осинском районе Пермской области несколько лет проводились музыкально-этнографические экспедиции под руководством Никулиной Ж.Г. и Захаровой С.Ю. по изучению традиционной народной культуры русского населения. Одним из направлений при этом являлось исследование локальных особенностей местного музыкального инструментально-песенного фольклора. Во время полевой работы по этой теме было обследовано 45 сел и деревень, проведены записи 35 исполнителей на народных инструментах, сделано более 80 единиц записей. Во внимание принималась также информация, полученная по воспоминаниям местных жителей. И в настоящей статье хотелось бы подвести некоторые итоги по собранным материалам.

От всей души жители Осинского района поделились с нами своими воспоминаниями, инструментально-исполнительским опытом и навыками. В результате этого общения выявилась картина своеообразия музыкального инструментария (см. таблицу) и особенностей музыкально-инструментальной локальной традиции.

Группа Вид Инструменты
1 Духовые

Свистковые

Мундштучные

Свистки, свистульки, пикульки, манок
Рожок, рог, металлический горн

2 Струнные Бряцающие Гусли, балалайка, мандолина, гитара
3 Ударные Самозвучащие Ботало, заслонка, ложки
4 Клавишно-духовые   Гармони: "минорка", тальянка", "русская двухрядка", "хромка"

 

Группа духовых инструментов

Сезонные: "Создание и бытование таких инструментов было вызвано в первую очередь, эстетической потребностью - игрой для развлечения во время отдыха в период сенокоса, жатвы, пастьбы, сбора ягод, грибов и т.д."
В Осинском районе они изготовлялись в весенне-летний период, начиная с конца мая, т.е. в определенный сезон, и не хранились. Сами исполнители относятся к игре на них, как к шутке и баловству. Чаще это было уделом маленьких ребят.
Пикали на пикульках, свистках, свистульках. Не смотря на то, что известно много способов их изготовления, названия были везде одинаковые и обозначали способ и характер звукоизвлечения. Такие музыкальные инструменты мастерили из следующего сподручного природного материала, обычно ножом (если это было необходимо):
1. Трава-пырей, березовые листья. Берут травинку, листья, зажимают между губами и свистят. Можно подражать петушиному крику.
2. Стручки акации. На таких пикульках до сих пор играют и в городах, где растет акация. Осторожно очищают стручки, зажимают между губами и свистят.
3. Ржаная солома. Использовали только что срезанные растения. Отмечено несколько вариантов изготовления пикулек:
I вар. - Отрезают часть стебля (один сустав). С одного конца, где нет перемычки, двумя движениями наискосок друг к другу надрезают стебель, чтобы получилось маленькое отверстие, а с другого конца вдоль срезают небольшую полоску стенки стебля, оставляя один ее конец, ближний к отверстию, нетронутым. С помощью этой отходящей от стебля стеночки и регулируют звучание, нажимая на нее пальцем.
II вар. - Вместо отходящей стеночки делают вдоль стебля простую прорезь.
III вар. - Срезают часть стебля без перемычки длиной 20 - 25 см и изготовливают аналогично второму варианту.
4. Пикан. Срезают у растения часть стебля обязательно с перемычкой - один сустав (растение внутри полое, состоит из суставов), очищают от листьев и делают с одного конца прорезь вдоль длиной 10-13 см. С другого конца зажимают губами только один край и дуют, направляя ствол воздуха вовнутрь, извлекая при этом один звук.
5. Береста. Срезают небольшую полоску бересты, очищают нижний тонкий слой от коры, зажимают между губами и свистят.
6. Ива, липа, черемуха. Изготавливали весной, в конце мая - начале июня, когда кора с деревьев еще легко снимается. Процесс изготовления повсеместно одинаковый. Отрезали палочку длиной 10 -15 см любого диаметра ("чтобы удобно было держать"), и постукивая легонько ножом, снимали кору. В ней делали одно - два отверстия. Затем от вынутой древесной палочки отрезали часть, с одного конца которой делали срез наискосок, и чуть-чуть её сбоку подтесывали. Затем делали меленький вытянутый язычок, и две эти детали вставляли в снятую кору со стороны, противоположной от отверстия. Иногда внутрь клали горошинку. На таких свистульках можно было уже извлечь два - три звука. "Пацаны бегают, ножики у ково - наделают да бегают по деревне, свистят. Мальчишки ножи носили с собой. Складень и хлеборезный из дома возьмут. Пикульку надо всем-то сделать". (д. Вахромеевка Верх-Давыдовского с/с)
Охотничьи: До сих пор охотники и в наше время не могут обойтись без манков. Такие свистки, изготовленные из гусиного пера, охотники использовали и используют в охоте на утку, рябчика и глухаря. Позднее их стали покупать в магазинах. Музыкальный сигнал состоит из группы частых звуков и "хвоста". Частый звук один из информаторов сравнил со звуком, который дает веретено, когда прядут шерсть.
Пастушеские: Исследование пастушеских инструментов в свое время было начато В.А.Альбинским. Наши записи подтверждают его описания и выводы о своеобразном этнокультурном комплексе, сформиранном на юго-западе Прикамья. Пастушеская игра, если брать во внимание воспоминания информаторов 1920-х годов о своем детстве, еще около 100 лет назад являлась достаточно распространенным явлением в Осинском крае. Рожок (рог, гудок, дудощка,) были двух видов: из бересты (по воспоминаниям) и металла. Второй был похож на горн с широким раструбом. В коллекции музыкальных инструментов Пермского областного краеведческого музея сохранились два образца, очень похожих на описание таких инструментов. Интересно, что бытование рожка особенно отмечается информаторами около современного районного центра - г. Осы. Промысел был исключительно мужским и в наём. На остальной территории пасли в лесах или загороженных лугах без использования музыкальных инструментов. "Раньше нанимали пастухов. Это Оса район-от. Вот я там слыхала, что пастух выходит, и он ирает в рожок, и коров уж начинают выганивать. У нас нет." (д. Заводчик Верх-Давыдовского с/с)

Группа ударных инструментов

Заслонка. Заслонка могла превращаться в музыкальный инструмент на вечерках, где не было гармониста или балалаечника, а также на посиделках, на которых присутствовали только женщины. На ней играли деревянной палочкой. Также с заслонкой сряженые обходили дворы во время Святок.
Ложки. Этот бытовой предмет в роли музыкального инструмента был многофункционален. Ложки могли звучать как самостоятельно, так и в ансамбле.

Группа струнных инструментов

Гусли. К сожалению, на сегодняшний день ни самого инструмента, ни воспоминаний о нем в экспедициях по Осинскому району обнаружено не было. Но нам встретились воспоминания Ожгибесова В.А. (80 лет) о том, что в д. Монастырка Богомягковского с/с был гуслист Кузнецов А.Н., который выступал по всей Пермской губернии и пел под собственный аккомпанемент на гуслях "Посеяли девки лен".
Балалайка - это один из самых распространенных на сегодняшний день инструментов, но в то же время сохраняющийся лишь среди пожилых исполнителей. Сегодня бытуют балалайки фабричного изготовления, приобретенные в магазинах, тогда как раньше их покупали на ярмарках и заказывали в мастерских у кустарей. Мастерили их также и сами исполнители. "Ну, в деревне, если взять, то, наверное, каждый пятый был балалаечник! Потому что там …мастер был. Отец-то у меня вот у него посмотрел сходил, научился, и он сделал тоже балалайку сам. А там он делал отличные балалайки. Вот он и зеркала делал, пряхи, самопрялки… Иван Иванович такой мастер у нас". (д. Ключики Верх-Давыдовского с/с)
Балалайки изготовляли из мелкослойной "певучей" ели с прямым стволом. Перестоянную елку заготавливали, сушили в тени, чтобы балалайка звучала лучше. Для грифа дерево выбирали специально. Деревянные колки вставляли в головку грифа не сверху, как сейчас, а с задней ее стенки. Это, по мнению информаторов, было не очень удобно, т.к. струны не шли через "передачу" и поэтому часто ослабевали. Лады пропиливали пилкой, а в прорезь вставляли медные проволочки. Отличием от покупных балалаек было и то, что старинные были гораздо легче и меньше по размеру, а также имели вместо трех - шесть струн (на один звук по две). "Палец поэтому не запинался и звук был нежнее, красивее". Сверху балалайки покрывали темным или светлым лаком. При настройке инструмента практиковали три строя: гитарный (по звукам мажорного трезвучия); мандолинный (по звукам минорного трезвучия) и балалаечный (современный квартовый строй, две верхние струны настроены одинаково). Балалайку настраивали на высоте нужной исполнителю - "струна к струне", т.е. по ладам.
Мандолина, гитара. Эти инструменты влились в деревенский быт, и в частности, в ансамблевое исполнение позднее - в связи с влиянием городской культуры, развитием клубной системы, а также появлением таких инструментов на прилавках магазинов.

Группа клавишно-духовых инструментов

Гармонь - и сейчас самый популярный и доступный традиционный музыкальный инструмент. В самом городе Оса еще в первой трети ХХ века было несколько кустарных мастерских, которые специализировались на изготовлении и ремонте гармошек. Сейчас, в основном (особенно более молодое поколение), играют на "хромках" фабричного производства. Встреченные нами "тальянки" (от слова "итальянка") и "русские двухрядки" сохранились в кустарном изготовлении в единичных случаях. Так, например, "тальянка", раньше распространенная повсеместно, теперь бытует лишь в с. Крылово Осинского района, да и то в двух экземплярах (еще один находится в музее сельского клуба). "Русские двухрядки" бывало что переделывали из "двухрядок по-немецки". "А немецкие - они после войны. Их тут забросили видимо в магазин. Они небольшие были, маленькие такие. Мех бумажный был у них, а играть разница только в том, что русская на разжим, а эту на сжим надо было. Вот мой родной брат пришел…, стал играть, да он помощнее меня, изорвал весь этот мех. Мы сделали, перестроили на русский строй. Вообщем, всю жизнь с гармошкой". (д. Мазунино Тишковского с/с) О восьмибасовых "минорках" сохранились только воспоминания.

Украшения балалайки и гармони

Одним из самых распространенных украшений были банты из разноцветных лент: у балалаек они привязывались на грифе, а у гармоней - на корпусе сверху у крепления ремней. Ярким дополнением также являлись так называемые "наручники", зафиксированные в Крыловском с/с, где раньше очень широко бытовали гармони-"тальянки". Это достаточно длинные, широкие полосы из ткани, украшенные пришитыми атласными лентами, перекрещивающимися наискосок. Они прикреплялись к верхней плоскости корпуса со стороны правой клавиатуры и свешивались через мех и левую руку. Там же на гармонях-"двухрядках" с внешней стороны корпуса были встроены небольшие зеркальные "глазки", которые при игре отражали свет и солнечные лучи.

Особенности бытового ансамблевого исполнения

В Осинском районе распространено два вида бытового музицирования - сольное и ансамблевое (однородное и неоднородное). Они могут как сосуществовать, так и есть случаи, когда в деревне никогда не практиковалась ансамблевая игра, или, возможно, ее не помнят. Нам стали известны несколько комбинаций наличия инструментов в деревенском ансамбле:
1. две - три балалайки. При этом балалайки имели разные строи в зависимости от партии. Инструмент, ведущий мелодию, настраивался на балалаечный строй и "выводил мелодию". Вторая и третья балалайки имели функцию аккомпанемента и имели одна - гитарный, вторая - мандолинный строй.
2. две гармошки. Одинаково настроенные, они вели разные партии.
3. одна - три балалайки и гармошка;
4. балалайка, гармошка, мандолина и гитара.
В тех случаях, когда балалаечник и гармонист играют вместе, балалайку подстраивают по гармонь.

Особенности исполнительской практики

Музыканты-инструменталисты до сих пор остаются одними из видных фигур в той местности, где проживают. Они всегда становятся участниками всей праздничной жизни деревенской общины. (В посты на инструментах раньше не играли). Мужская и женская игра как на гармони, так и на балалайке различается. Традиционной на гармони чаще всего является мужская игра. Женское исполнение начинает бытовать со времен Великой Отечественной войны, когда мужчины-исполнители ушли на фронт. При игре каждый музыкант преподносил наигрыш в своем индивидуальном стиле. Мужчины играют силовой, ударной техникой, виртуозней и используют разнообразные варианты. Их репертуар больше по количеству и более разноплановый по жанрам. Женское исполнение - мягкое, тихое, лирическое. Мелодическое начало в нем практически не развито. В зависимости от своих возможностей, музыканты-инструменталисты применяют крупную и мелкую технику. Богата и артикуляционная штриховая гамма исполнения: legato, staccato, gliss., morkato, акценты и др. Особо хотелось бы отметить применение tremolo мехом при игре на гармони, а также частая его смена. Последнее, как правило, бывает, если первым инструментом, на котором учился играть гармонист была не "хромка", а "русская двухрядка".
Репертуар гармонистов и балалаечников составляют как ранние формы ("Барыня", "Шутиха" - "Камаринский", "Ах вы, сени" "Проходная"), так и более поздние ("Краковяк", "Сербирьянка"). Часто один и тот же наигрыш называется по-разному, и иногда название обозначает только форму. Так плясать "Топтуху" можно и под "Камаринского". Были записаны разновидности циклических форм: "Кадриль", "Четвера", "Шестера", "Ланцея". Особый слой составляют переложения военных и современных песен ("Вальс", "Варяг", "Как родная меня мать провожала", "Когда б имел златые горы" и т.д.).
В заключение хотелось бы сказать, что выше изложенная система народных музыкальных инструментов Осинского района в рамках данной публикации, конечно же, не исчерпывает всю тему, данную в заглавии, так как инструментоведческая фольклористика на сегодняшний день ставит проблему изучения традиционной народной инструментальной культуры гораздо шире. Ведь "народная инструментальная музыка - это целый комплекс, синтез, проживающий определенное время от начала заготовки материала, процесса изготовления, настройки, хранения, определенного места и времени исполнения, ансамблевого исполнения и взаимодействия и т.д. до самой личности музыканта-исполнителя и звукового воплощения замысла. Народная инструментальная музыка - это составная часть общей культуры народа. Она тесно связана с его бытом, укладом, национальными традициями, его историей, психическим складом и эстетикой. Инструментальная музыка всегда развивалась в тесных контактах с другими видами народного творчества (взять хотя бы украшения музыкальных инструментов - это и резьба по дереву, и роспись, инкрустация, шитьё и вышивка - авт.), в специфике художественного мышления, ритме, динамике, характере созерцания, в идейной наполненности, в художественной и бытовой предназначенности произведений". И поэтому дальнейшая разработка данного направления в экспедиционной и научной работе с народными исполнителями-инструменталистами в Пермской области имеет большую перспективу.

1. Кирюшина Т. "Традиционная русская инструментальная культура", лекции для студентов музыкальных ВУЗов. М., 1989 г.

2. Альбинский В.А. "Рожечный" промысел и пастушья "трубля" в Прикамье // "Изучение народного творчества на современном этапе", тезисы докладов областной научно-практической конференции на молодежном фольклорном празднике в АЭМ "Хохловка" 21- 23 июня 1985 г. Пермь, 1985 г.
 
3. "Осинский ежегодник" № 2, 1994 г.
 
4. Мациевский И.В. "Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки" // "Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка". М., "Советский композитор", 1987 г.

 


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ



   
  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru