Группа духовых инструментов
Сезонные: "Создание и бытование
таких инструментов было вызвано в первую очередь,
эстетической потребностью - игрой для развлечения
во время отдыха в период сенокоса, жатвы, пастьбы,
сбора ягод, грибов и т.д."
В Осинском районе они изготовлялись в весенне-летний
период, начиная с конца мая, т.е. в определенный сезон,
и не хранились. Сами исполнители относятся к игре
на них, как к шутке и баловству. Чаще это было уделом
маленьких ребят.
Пикали на пикульках, свистках, свистульках. Не смотря
на то, что известно много способов их изготовления,
названия были везде одинаковые и обозначали способ
и характер звукоизвлечения. Такие музыкальные инструменты
мастерили из следующего сподручного природного материала,
обычно ножом (если это было необходимо):
1. Трава-пырей, березовые листья. Берут травинку,
листья, зажимают между губами и свистят. Можно подражать
петушиному крику.
2. Стручки акации. На таких пикульках до сих пор играют
и в городах, где растет акация. Осторожно очищают
стручки, зажимают между губами и свистят.
3. Ржаная солома. Использовали только что срезанные
растения. Отмечено несколько вариантов изготовления
пикулек:
I вар. - Отрезают часть стебля (один сустав). С одного
конца, где нет перемычки, двумя движениями наискосок
друг к другу надрезают стебель, чтобы получилось маленькое
отверстие, а с другого конца вдоль срезают небольшую
полоску стенки стебля, оставляя один ее конец, ближний
к отверстию, нетронутым. С помощью этой отходящей
от стебля стеночки и регулируют звучание, нажимая
на нее пальцем.
II вар. - Вместо отходящей стеночки делают вдоль стебля
простую прорезь.
III вар. - Срезают часть стебля без перемычки длиной
20 - 25 см и изготовливают аналогично второму варианту.
4. Пикан. Срезают у растения часть стебля обязательно
с перемычкой - один сустав (растение внутри полое,
состоит из суставов), очищают от листьев и делают
с одного конца прорезь вдоль длиной 10-13 см. С другого
конца зажимают губами только один край и дуют, направляя
ствол воздуха вовнутрь, извлекая при этом один звук.
5. Береста. Срезают небольшую полоску бересты, очищают
нижний тонкий слой от коры, зажимают между губами
и свистят.
6. Ива, липа, черемуха. Изготавливали весной, в конце
мая - начале июня, когда кора с деревьев еще легко
снимается. Процесс изготовления повсеместно одинаковый.
Отрезали палочку длиной 10 -15 см любого диаметра
("чтобы удобно было держать"), и постукивая
легонько ножом, снимали кору. В ней делали одно -
два отверстия. Затем от вынутой древесной палочки
отрезали часть, с одного конца которой делали срез
наискосок, и чуть-чуть её сбоку подтесывали. Затем
делали меленький вытянутый язычок, и две эти детали
вставляли в снятую кору со стороны, противоположной
от отверстия. Иногда внутрь клали горошинку. На таких
свистульках можно было уже извлечь два - три звука.
"Пацаны бегают, ножики у ково - наделают да бегают
по деревне, свистят. Мальчишки ножи носили с собой.
Складень и хлеборезный из дома возьмут. Пикульку надо
всем-то сделать". (д. Вахромеевка Верх-Давыдовского
с/с)
Охотничьи: До сих пор охотники и в наше время не могут
обойтись без манков. Такие свистки, изготовленные
из гусиного пера, охотники использовали и используют
в охоте на утку, рябчика и глухаря. Позднее их стали
покупать в магазинах. Музыкальный сигнал состоит из
группы частых звуков и "хвоста". Частый
звук один из информаторов сравнил со звуком, который
дает веретено, когда прядут шерсть.
Пастушеские: Исследование пастушеских инструментов
в свое время было начато В.А.Альбинским. Наши записи
подтверждают его описания и выводы о своеобразном
этнокультурном комплексе, сформиранном на юго-западе
Прикамья. Пастушеская игра, если брать во внимание
воспоминания информаторов 1920-х годов о своем детстве,
еще около 100 лет назад являлась достаточно распространенным
явлением в Осинском крае. Рожок (рог, гудок, дудощка,)
были двух видов: из бересты (по воспоминаниям) и металла.
Второй был похож на горн с широким раструбом. В коллекции
музыкальных инструментов Пермского областного краеведческого
музея сохранились два образца, очень похожих на описание
таких инструментов. Интересно, что бытование рожка
особенно отмечается информаторами около современного
районного центра - г. Осы. Промысел был исключительно
мужским и в наём. На остальной территории пасли в
лесах или загороженных лугах без использования музыкальных
инструментов. "Раньше нанимали пастухов. Это
Оса район-от. Вот я там слыхала, что пастух выходит,
и он ирает в рожок, и коров уж начинают выганивать.
У нас нет." (д. Заводчик Верх-Давыдовского с/с)
Группа ударных инструментов
Заслонка. Заслонка могла превращаться
в музыкальный инструмент на вечерках, где не было
гармониста или балалаечника, а также на посиделках,
на которых присутствовали только женщины. На ней играли
деревянной палочкой. Также с заслонкой сряженые обходили
дворы во время Святок.
Ложки. Этот бытовой предмет в роли музыкального инструмента
был многофункционален. Ложки могли звучать как самостоятельно,
так и в ансамбле.
Группа струнных инструментов
Гусли. К сожалению, на сегодняшний день
ни самого инструмента, ни воспоминаний о нем в экспедициях
по Осинскому району обнаружено не было. Но нам встретились
воспоминания Ожгибесова В.А. (80 лет) о том, что в
д. Монастырка Богомягковского с/с был гуслист Кузнецов
А.Н., который выступал по всей Пермской губернии и
пел под собственный аккомпанемент на гуслях "Посеяли
девки лен".
Балалайка - это один из самых распространенных на
сегодняшний день инструментов, но в то же время сохраняющийся
лишь среди пожилых исполнителей. Сегодня бытуют балалайки
фабричного изготовления, приобретенные в магазинах,
тогда как раньше их покупали на ярмарках и заказывали
в мастерских у кустарей. Мастерили их также и сами
исполнители. "Ну, в деревне, если взять, то,
наверное, каждый пятый был балалаечник! Потому что
там …мастер был. Отец-то у меня вот у него посмотрел
сходил, научился, и он сделал тоже балалайку сам.
А там он делал отличные балалайки. Вот он и зеркала
делал, пряхи, самопрялки… Иван Иванович такой мастер
у нас". (д. Ключики Верх-Давыдовского с/с)
Балалайки изготовляли из мелкослойной "певучей"
ели с прямым стволом. Перестоянную елку заготавливали,
сушили в тени, чтобы балалайка звучала лучше. Для
грифа дерево выбирали специально. Деревянные колки
вставляли в головку грифа не сверху, как сейчас, а
с задней ее стенки. Это, по мнению информаторов, было
не очень удобно, т.к. струны не шли через "передачу"
и поэтому часто ослабевали. Лады пропиливали пилкой,
а в прорезь вставляли медные проволочки. Отличием
от покупных балалаек было и то, что старинные были
гораздо легче и меньше по размеру, а также имели вместо
трех - шесть струн (на один звук по две). "Палец
поэтому не запинался и звук был нежнее, красивее".
Сверху балалайки покрывали темным или светлым лаком.
При настройке инструмента практиковали три строя:
гитарный (по звукам мажорного трезвучия); мандолинный
(по звукам минорного трезвучия) и балалаечный (современный
квартовый строй, две верхние струны настроены одинаково).
Балалайку настраивали на высоте нужной исполнителю
- "струна к струне", т.е. по ладам.
Мандолина, гитара. Эти инструменты влились в деревенский
быт, и в частности, в ансамблевое исполнение позднее
- в связи с влиянием городской культуры, развитием
клубной системы, а также появлением таких инструментов
на прилавках магазинов.
Группа клавишно-духовых инструментов
Гармонь - и сейчас самый популярный и доступный традиционный
музыкальный инструмент. В самом городе Оса еще в первой
трети ХХ века было несколько кустарных мастерских,
которые специализировались на изготовлении и ремонте
гармошек. Сейчас, в основном (особенно более молодое
поколение), играют на "хромках" фабричного
производства. Встреченные нами "тальянки"
(от слова "итальянка") и "русские двухрядки"
сохранились в кустарном изготовлении в единичных случаях.
Так, например, "тальянка", раньше распространенная
повсеместно, теперь бытует лишь в с. Крылово Осинского
района, да и то в двух экземплярах (еще один находится
в музее сельского клуба). "Русские двухрядки"
бывало что переделывали из "двухрядок по-немецки".
"А немецкие - они после войны. Их тут забросили
видимо в магазин. Они небольшие были, маленькие такие.
Мех бумажный был у них, а играть разница только в
том, что русская на разжим, а эту на сжим надо было.
Вот мой родной брат пришел…, стал играть, да он помощнее
меня, изорвал весь этот мех. Мы сделали, перестроили
на русский строй. Вообщем, всю жизнь с гармошкой".
(д. Мазунино Тишковского с/с) О восьмибасовых "минорках"
сохранились только воспоминания.
Украшения балалайки и гармони
Одним из самых распространенных украшений были банты
из разноцветных лент: у балалаек они привязывались
на грифе, а у гармоней - на корпусе сверху у крепления
ремней. Ярким дополнением также являлись так называемые
"наручники", зафиксированные в Крыловском
с/с, где раньше очень широко бытовали гармони-"тальянки".
Это достаточно длинные, широкие полосы из ткани, украшенные
пришитыми атласными лентами, перекрещивающимися наискосок.
Они прикреплялись к верхней плоскости корпуса со стороны
правой клавиатуры и свешивались через мех и левую
руку. Там же на гармонях-"двухрядках" с
внешней стороны корпуса были встроены небольшие зеркальные
"глазки", которые при игре отражали свет
и солнечные лучи.
Особенности бытового ансамблевого
исполнения
В Осинском районе распространено два вида бытового
музицирования - сольное и ансамблевое (однородное
и неоднородное). Они могут как сосуществовать, так
и есть случаи, когда в деревне никогда не практиковалась
ансамблевая игра, или, возможно, ее не помнят. Нам
стали известны несколько комбинаций наличия инструментов
в деревенском ансамбле:
1. две - три балалайки. При этом балалайки имели разные
строи в зависимости от партии. Инструмент, ведущий
мелодию, настраивался на балалаечный строй и "выводил
мелодию". Вторая и третья балалайки имели функцию
аккомпанемента и имели одна - гитарный, вторая - мандолинный
строй.
2. две гармошки. Одинаково настроенные, они вели разные
партии.
3. одна - три балалайки и гармошка;
4. балалайка, гармошка, мандолина и гитара.
В тех случаях, когда балалаечник и гармонист играют
вместе, балалайку подстраивают по гармонь.
Особенности исполнительской практики
Музыканты-инструменталисты до сих пор остаются одними
из видных фигур в той местности, где проживают. Они
всегда становятся участниками всей праздничной жизни
деревенской общины. (В посты на инструментах раньше
не играли). Мужская и женская игра как на гармони,
так и на балалайке различается. Традиционной на гармони
чаще всего является мужская игра. Женское исполнение
начинает бытовать со времен Великой Отечественной
войны, когда мужчины-исполнители ушли на фронт. При
игре каждый музыкант преподносил наигрыш в своем индивидуальном
стиле. Мужчины играют силовой, ударной техникой, виртуозней
и используют разнообразные варианты. Их репертуар
больше по количеству и более разноплановый по жанрам.
Женское исполнение - мягкое, тихое, лирическое. Мелодическое
начало в нем практически не развито. В зависимости
от своих возможностей, музыканты-инструменталисты
применяют крупную и мелкую технику. Богата и артикуляционная
штриховая гамма исполнения: legato, staccato, gliss.,
morkato, акценты и др. Особо хотелось бы отметить
применение tremolo мехом при игре на гармони, а также
частая его смена. Последнее, как правило, бывает,
если первым инструментом, на котором учился играть
гармонист была не "хромка", а "русская
двухрядка".
Репертуар гармонистов и балалаечников составляют как
ранние формы ("Барыня", "Шутиха"
- "Камаринский", "Ах вы, сени"
"Проходная"), так и более поздние ("Краковяк",
"Сербирьянка"). Часто один и тот же наигрыш
называется по-разному, и иногда название обозначает
только форму. Так плясать "Топтуху" можно
и под "Камаринского". Были записаны разновидности
циклических форм: "Кадриль", "Четвера",
"Шестера", "Ланцея". Особый слой
составляют переложения военных и современных песен
("Вальс", "Варяг", "Как родная
меня мать провожала", "Когда б имел златые
горы" и т.д.).
В заключение хотелось бы сказать, что выше изложенная
система народных музыкальных инструментов Осинского
района в рамках данной публикации, конечно же, не
исчерпывает всю тему, данную в заглавии, так как инструментоведческая
фольклористика на сегодняшний день ставит проблему
изучения традиционной народной инструментальной культуры
гораздо шире. Ведь "народная инструментальная
музыка - это целый комплекс, синтез, проживающий определенное
время от начала заготовки материала, процесса изготовления,
настройки, хранения, определенного места и времени
исполнения, ансамблевого исполнения и взаимодействия
и т.д. до самой личности музыканта-исполнителя и звукового
воплощения замысла. Народная инструментальная музыка
- это составная часть общей культуры народа. Она тесно
связана с его бытом, укладом, национальными традициями,
его историей, психическим складом и эстетикой. Инструментальная
музыка всегда развивалась в тесных контактах с другими
видами народного творчества (взять хотя бы украшения
музыкальных инструментов - это и резьба по дереву,
и роспись, инкрустация, шитьё и вышивка - авт.), в
специфике художественного мышления, ритме, динамике,
характере созерцания, в идейной наполненности, в художественной
и бытовой предназначенности произведений". И
поэтому дальнейшая разработка данного направления
в экспедиционной и научной работе с народными исполнителями-инструменталистами
в Пермской области имеет большую перспективу.
1. Кирюшина Т. "Традиционная русская инструментальная
культура", лекции для студентов музыкальных ВУЗов.
М., 1989 г.