"Курсовые работы по теории
музыки и гармонии на современном материале.
(Из опыта руководителя курсовых
работ)
|
Программа
Совета |
|
Байбакова
Ольга Игоревна,
музыковед, преподаватель отделения теории
музыки
Пермского музыкального училища
pmu@perm.ru
|
На третьем курсе музыкального училища студенты ТКО приступают
к новой для себя форме курсовой работы. В работах предыдущих
семестров основной задачей являлся анализ и синтез имеющегося
музыковедческого материала. Т.е. студент учился пользоваться
литературой, находить нужную информацию, реферировать. Этот
период является важным этапом в воспитании будущего музыковеда.
В работах по теории музыки и гармонии важно суметь проявить
себя с другой стороны - показать владение приёмами исследования
музыкального произведения. Так как темы курсовых работ традиционно
связаны с программой по данным предметам, то и список музыкальных
произведений обычно не выходит за рамки музыки классицистского
и романтического периодов, т.е. музыки, которая давно называется
просто "классической". Музыка 20-го века используется
эпизодически, так как она не всегда укладывается в правила
классической гармонии. При использовании произведений Бетховена,
Шуберта, Шопена, Листа, Вагнера, Прокофьева, Бартока и т.д.
уже на подготовительном этапе происходит начальное осознание
общих параметров сочинения, заданных именем автора, названием,
ремарками. Более того, создано достаточно много добротной
аналитической литературы, если и не по данному произведению,
то хотя бы по особенностям данного стиля. В этом случае
руководитель работы должен показать студенту нужное направление
исследования на выявление элементов той или иной системы
(создать алгоритм анализа) и далее помочь решить - являются
ли результаты анализа типичными для определённого стиля
(автора) или новаторскими. Другими словами: только приступая
к аналитическому процессу, студент уже нацелен на поиски
определённых закономерностей. На заключительном этапе работы
происходит изложение результатов анализа в определённой
последовательности - от частного к целому или наоборот.
Значительно более сложной становится задача и ученика и
учителя при использовании музыки конца 20-го начала 21-го
веков. Если в предшествующие столетия, в каждый отдельно
взятый период существовало - обобщённо говоря -достаточно
единое по стилю и художественно-выразительным средствам
творческое направление, то в 20-м веке композиторское творчество
отличается "многоликостью". Даже в начале 20-го
века практически одновременно жили такие различные по направленности
творчества композиторы как С.Рахманинов, Я. Сибелиус, А.
Шёнберг, Ч.Айвз. Они сочиняли музыку параллельно, но стиль
их произведений диаметрально противоположный. По степени
радикальности обновления музыкального языка 20-й век не
сопоставим с предыдущими. Сложность картины современной
музыки состоит ещё и в редком проявлении тех или иных свойств
в чистом виде. Кроме этого на творчество композиторов конца
20-го века ещё не существует достаточной ретроспективы,
а творчество композиторов относительно молодого поколения
вообще не изучалось музыковедами. Это ещё более усложняет
задачу аналитика, но при этом привносит элементы новизны,
азарта, ощущений первопроходца.
Автор руководил несколькими курсовыми работами по теории
музыки с использованием произведений композиторов - членов
Союза Композиторов
г. Перми. В том, что анализируется музыка композиторов -
не только современников, но и возможно соседей по улице,
дому, композиторов, с которыми можно напрямую пообщаться
- есть определённая привлекательность для студентов провинциального
(к счастью только географически) училища. Для будущего музыковеда
важно умение поставить определённый ряд вопросов, направленный
на раскрытие замысла композитора. Были проанализированы
произведения композиторов, относящихся к направлению неофольклористики.
Выбор произведений был обусловлен имеющимися в наличии нотами.
Задачей педагога в каждом из случаев было определение того
направления, по которому должен двигаться учащийся - ладовые
особенности в пьесе И. Машукова, организующая роль ритма
в пьесе В. Куликова, фонизм "колокольных звучностей"
в пьесе В. Грунера. Следующим этапом были поиски традиционности
в изображении звонов, в использовании приёмов ладового развития
в условиях диатоники, в ритмической переменности и вариантности.
Были отмечены связи с творчеством Мусоргского, Стравинского,
Рахманинова и Дебюсси. Здесь также пришлось подсказать студентам
нужное направление, так как их запас знаний в этой ситуации
оказался ещё не полноценным. Литература, которой пользовались
учащиеся, относилась к разделу общетеоретической с акцентом
на наиболее современные издания. Таким образом, соответствующие
темы курса теории музыки оказались очень тщательно изучены.
Работа над этими темами принесла удовлетворение и учащимся
и руководителю.
В данный период автор начинает постепенное погружение в
музыку пермских композиторов в курсе гармонии. Здесь задача
усложнена тем, что традиционный "точечный" анализ
практически ничего не даёт. Фактура не всегда имеет гомофонный
склад, она достаточно часто полифонизирована, но даже, если
можно визуально выделить мелодическую линию и аккомпанемент,
гармония может не иметь формообразующей роли в том виде,
как мы привыкли. В некоторых случаях приходится использовать
иной вид анализа, например, анализ гармонической напряжённости.
Такой тип анализа интересен тем, что в процессе работы приходится
обращаться к компьютеру, создавать графики, а затем анализировать
их. Действительно, можно "алгеброй гармонию проверить".
Некоторая математизация процесса не должна будет противоречить
анализу целостного музыкального образа произведения.
Автор подчёркивает актуальность обращения к творчеству региональных
композиторов при написании курсовых работ музыкально-теоретического
цикла. Хочется надеяться, что такая практика станет привычной
и студенты получат достаточную базу знаний в области действительно
современной музыки.
Байбакова О.И. преподаватель ТКО ПМУ
Январь 2003 года.