|
Ильиных
Ольга Сергеевна,
музыковед, преподаватель
отделения теории музыки
Пермского музыкального училища
Манцирина
Татьяна Викторовна,
музыковед, преподаватель отделения теории
музыки
Пермского музыкального училища
pmu@perm.ru
|
Педагогические
технологии на основе активизации и интенсификации учебного
процесса должны стать основой изучения любой дисциплины.
Принцип активности был и остается одним из основных в дидактике.
Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности,
которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной
потребности в усвоении знаний и умений, результативностью.
Такого рода деятельность является следствием целенаправленных
педагогических воздействий и в музыкальном образовании,
одной из важных задач которого является формирование профессионального
мышления.
Сольфеджио
в свете современного интерактивного обучения следует рассматривать
как предмет, формирующий музыкально-художественное сознание.
Существующие основные формы мыслительной деятельности: анализ
и синтез, сравнение и обобщение, творческое мышление, абстрагирование
являются сутью данной дисциплины. При всей сложности и многогранности
предмета должно существовать единое централизующее начало,
т.е. интеграция. Основное её назначение проявляется в повышении
познавательной активности студентов, активизации личностно-творческого
потенциала. Умение находить стереотипы и выходить из рамок
стереотипного мышления поможет постигнуть эволюцию музыкального
языка во всём его стилевом многообразии.
На
наш взгляд межпредметные интеграции позволяют сделать акцент
на нетрадиционных формах проведения урока, таких как урок-творчество,
урок-спектакль, урок-конкурс, урок-концерт, урок-эврика
и т.д.
Каждый преподаватель - сольфеджист сталкивается с определёнными
проблемами и трудностями. Обычно в классе активно работают
наиболее одарённые студенты с быстрой, живой реакцией. Хорошо
срежиссированный интегрированный урок даёт возможность проявить
себя всем без исключения, способствует раскрепощению творческой
личности и решает одну из самых сложных задач - снятие состояния
психологического стресса. Взаимодействие творческого и интеллектуального
начал как одной из составляющих принципа интеграции, позволяет
объединять студентов разных специальностей и курсов. Практика
проведения таких уроков показала, что дух состязательности
способствует активизации слухового восприятия, развитию
эрудиции и накоплению богатого музыкального опыта. Степень
результативности уроков зависит от чётко поставленной цели
и продуманности этапов её достижения.
Тематика интегрированных уроков разнообразна. Это монографический
урок, посвященный творчеству какого-либо композитора; монотональный
урок, направленный на изучение краски той или иной тональности,
освоение интонационной выразительности того или иного интервала,
тембров музыкальных инструментов, разнообразных ритмов.
Например: "Музыка эпохи барокко", "Полифония
от Средневековья и до наших дней", "Лейтгармония
романтизма", "Фонические свойства интервалов",
""Музыкальные цитаты" в литературных произведениях",
"Шедевры оперной классики в курсе сольфеджио. "Опера
"Кармен"".
Предлагаем планы уроков-монографий композиторов разных эпох
и стилей.
К
325-летию со дня рождения и 250 со дня смерти И.С. Баха.
План урока.
Участвуют
студенты 1, 2, 3 курсов фортепьянного, струнного и теоретического
отделений.
Тип
урока: урок - монография.
Цель урока: исполнение музыки И.С. Баха.
Задачи урока: на основе прослушивания и исполнения произведений
изучить некоторые приемы полифонического письма.
Содержание урока:
I. Вступительное слово студентов теоретического отделения.
II. Викторина по творчеству Баха
III. Конкурс на лучшее исполнение "ответа"
после прослушивания темы фуги (ХТК dis ,C).
IV. Исполнение выученных произведений Баха
Гр. 101 - Нотная тетрадь А.М. Бах. Ария. Менуэт.
Гр. 102 - 3-х фуга a moll.
Гр. 202 - Нотная тетрадь А.М. Бах. Ария d moll.
Гр. 307 - Хоралы на немецком и латинском языках.
V. Устный диктант. Повторение на фортепьяно крайних
голосов пьесы Баха "Бурре".
VI. Исполнение хоралов Баха.
К
125-летию со дня рождения С.В. Рахманинова.
План урока.
Тип
урока: урок - монография.
Цель урока: исполнение и слуховой анализ некоторых произведений
С.В. Рахманинова.
Задачи урока: на основе прослушивания и исполнения произведений
выявить некоторые характерные черты стиля композитора.
Содержание
урока:
1. Вступительное слово. Имя этого композитора дорого
каждому музыканту. Трудно представить себе русскую музыку
без столь ярких, эмоциональных, вдохновенных сочинений этого
величайшего художника, отличающихся вместе с тем удивительной
сдержанностью и благородством. Жизнь его была интересной
и сложной. Необычайно многогранно и его творчество. Услышанные
сегодня фрагменты сочинений композитора помогут ощутить
прелесть его музыки, ее удивительное своеобразие и, возможно,
пробудят интерес к более глубокому, тщательному изучению
его творчества.
2.
Распевка - пение восходящей и нисходящей секвенции
на предложенный мотив с последующим прослушиванием оригинала.
Тип секвенции, направление и шаг выбираются учащимися. Музыкальная
цитата - 2-я симфония Рахманинова, ч. 2.
3.
Многоголосное пение последовательности по партиям,
с последующим воспроизведением аккордов на фортепьяно. Музыкальная
цитата - 2-й концерт для фортепиано с оркестром ,1-я часть,
вступление.
4.
Проверка домашнего задания. Исполнение вокальных
аранжировок инструментальных сочинений Рахманинова: Соната
2, часть 2, Музыкальный момент си минор, Вариации на тему
Корелли, Прелюдия Соль бемоль мажор.
5.
Теория. Объяснение структуры "Рахманиновского
аккорда" с последующим построением устно и на фортепьяно
в разных мелодических положениях. Музыкальные цитаты: "Полюбила
я на печаль свою", "Сон", "О нет, молю,
не уходи". Конкурс вопросов, подготовленных учащимися.
6.
Диктант. Запоминание мелодии, записанной на доске
и исполнение её с сопровождением: Романс молодого цыгана
из "Алеко".
7.
Сольфеджирование наизусть тем из концертов Рахманинова,
выученных заранее или записанных как музыкальный диктант
на предыдущих уроках сольфеджио. Формы проведения:
а) начинает фортепиано, продолжают учащиеся;
б) начинает одна команда, продолжает - другая;
в) синхронное пение - одновременное исполнение со звучанием
музыки.
К
95- летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича.
План урока.
Тип
урока: урок - монография.
Цель урока: исполнение и слуховой анализ произведений Шостаковича
разных жанров.
Задачи урока: выявить особенности мелодики и ладообразования
музыки Шостаковича.
Содержание урока:
1.
Вступительное слово.
Музыку ХХ века невозможно представить без личности Шостаковича,
творца, гиганта, философа. Его творчество многогранно: от
бытовых жанров, шуточно-сатирических опусов до широкомасштабных
симфонических полотен. Ярко выраженная индивидуальность
музыки композитора проявляется в его ладо-интонационном
и гармоническом мышлении, особенностях фактуры и полифонизации
ткани. Исполнение произведений Шостаковича, сопереживание
его музыке помогает соприкоснуться с миром его образов,
наполненных напряженным раздумьем о времени и о себе.
2.
Зрительно-слуховое запоминание:
-три фрагмента из симфонии №8,ч.5
-три фрагмента из струнного квартета №6,ч.2
-прелюдии ор. 34,№10,16
-струнный квартет №2,ч.3
3.
Повторение на фортепиано после прослушивания:
-Прелюдии ор.87,№22,24.
-Симфонии №7,ч.1; №12,ч.2
-"День воспоминаний"
-Струнный квартет №6,ч.4
4.
Исполнение ответа после прослушивания темы фуги:
-ор.87,том 1 e,g,C;том 2 d,f,B,F,g.
5.
Сольфеджирование 2-х, 3-х голосия:
-Прелюдии ор.87,том 1 gis ,Des; том 2,F,g
6.
Слуховой анализ:
-танцевальные жанры - контрданс, гавот, вальс - шутка, лирический
вальс.
7.
Трехголосный диктант:
- симфония №5, 3 ч.,
- концерт для фортепиано с оркестром №2, ч. 2
8.
Исполнение заранее выученных произведений из вокальных циклов:
- "Испанские песни"
- " 5 песен на слова Долматовского"
- "Из еврейской народной поэзии".
Вхождение в образный строй музыки концентрирует мыслительные,
эмоциональные и слуховые процессы. Активизируя механизмы
восприятия, интеграция способствует сокращению дистанции
между специальностью и музыкально-теоретическими дисциплинами.
"Если педагог по специальности занимается с музыкантом
технологией "раскрытия души", то педагог по сольфеджио
должен заниматься подготовкой того "объёма души",
который потребуется раскрывать". М.В.Карасёва,
статья "Сольфеджио-психотехника развития современного
профессионального слуха". Сборник "Воспитание
музыкального слуха", в.4,М.,1999,с.68.