Современный звучащий континуум:
некоторые параметры актуализации изучения
|
Программа
Совета |
|
Жарова
Анна Сергеевна,
преподаватель детской музыкальной школы
N3
pmu@perm.ru
|
Моей Маме,
Ильиных Н.А.
Звучащий континуум - многомерное пространство, фоническое
поле, формирующее психоэстетическую константу человека.
Эта среда играет колоссальную роль в жизни современного
индивида. По сути, весь наш мир звучит, он пронизан разнородными
шумами технократического, электронного и собственно музыкального
генеза. Закономерным катализатором процесса усиления звуковой
плотности, насыщенности пространства становится геометрически-прогрессирующее
развитие воспроизводящей техники и шире - электронно-технического
арсенала человека ХХ столетия.
Фоническая среда, таким образом, осталась неуязвимой для
времени и пространства. Желаемое и не желаемое звучание
сопровождает нас повсюду: оно включает в себя и низкокачественную
(потребительскую) музыкальную продукцию, и обилие классического
и неакадемического репертуара в разных форматах (CD, mp3
, mp4, DVD…).
Подобная насыщенность закономерно сочетается с антиномичностью
составляющих систему музыкальной культуры. Эта антиномичность
не является сугубой приметой времени, она существовала всегда,
с момента выделения собственно музыкального творчества из
синкрезиса ранних форм культуры. Хрестоматийным стало в
литературе противопоставление двух " разнонаправленных
векторов" (а на деле же - сосуществующих пластов музыки):
Серьезной, академической (в том числе авангард) и
Массовых жанров (джаз, рок- и поп-музыки).
Именно в ХХ веке эта проблема акцентируется, дает почву
для многих исследований в рамках этого вопроса. Поляризация
разных типов культур несомненно имеет место, но далеко не
всегда оно столь безусловно и императивно-категорично. Многие
стилевые направления и автономные произведения могут быть
трактованы двойственно, под влиянием субъективной оценки.
Самым очевидным примером противостояния современной академической
и массовой культуры является разница выразительного языка,
средств воплощения.
Для проведения определенных границ между ними, мы должны
учитывать конкретный социокультурный контекст. Ю.В.Осокин
подчеркивает необходимость этого(6;217-238).Парадоксально
на первый взгляд, но не лишено оснований его утверждение
о том, что "серьезная культура" - не что иное,
как "массовая культура" соответствующего социокультурного
периода (в качестве примера он приводит музыку И.С. Баха,
создававшуюся в расчете на массовое потребление, и лишь
спустя столетия воспринимающейся как "высокая классика").
Другой параметр рассмотрения этого вопроса - потенциальная
направленность на экстравертированное и интровертированное
восприятие. Первое подразумевает непосредственный эмоциональный
отклик аудитории, особенно молодежного контингента. Мы наблюдаем
явное преобладание дионисийского начала на концертах рок-
и поп-музыки: стремление исполнителей и публики к взаимодействию;
влияние различных факторов психо-эмоционального воздействия
(свет ,громкость ,ритм превращаются в суггестивные компоненты
,создающие подобие настоящего действа).
В современных аудиториях часто все пространство не просто
пронизано звуковой энергией, но и энергиями психическими.
Создается эффект общности, причастности к данному социуму.
"При этом как раз и происходит обмен энергиями, концентрация
энергий…,взрыв энергий, накопившихся в человеке, не находящих
выхода, энергий отрицания официальной идеологии и, порой,
самой культуры"(8;336).Но это лишь одна тенденция развития
современной молодежной музыки.
Противопоставлением музыке "дионисийской" является
музыка академическая- "аполлоническое" начало(термины
встречаются у В.И.Петрушина).Это так, если говорить о классической
музыке, которая для современного человека кажется прибежищем
гармонии ,красоты ,света…классике, содержащей богатейший
аксиологический компонент для воспитания человека.
Усложнение и кризис личности ХХ века, ее распад, дезинтеграция
нашли отклик в современной музыке авангарда. Множественность
и плюрализм выразительных средств в рамках стилистики одного
композитора или даже отдельного произведения стали привычным
явлением. Эклектика на разных композиционных уровнях органично
воспринимается человеком, сфокусировавшем в себе все токи
различных культурно-исторических пластов искусства.
Стремление погрузиться в определенное душевное состояние,
выразить эмоциональную атмосферу побуждают к созданию интровертированного
типа высказывания. Эта музыка тоже не отделена от социума,
она насыщена трагическими переживаниями времени. Стремление
к адекватному воплощению разобщенности,. усложненности внутренней
структуры личности стало одной из причин интеллектуализации
и, как следствие, элитарности этой музыки, понятной относительно
небольшой аудитории.
Неизбывная потребность человека в восстановлении утраченной
целостности души обусловила яркую тенденцию СИНТЕТИЗМА в
современной музыке. Порождением его оказываются стилистические
и жанровые симбиозы, инокультурные воздействия( увлечение
внеевропейскими, восточными культурами).В академическую
музыку активно проникают явления массовой культуры и, наоборот,
-некоторые прогрессивные течения джаза и рока направлены
на усложнение музыкального языка и композиционных структур,
идущих непосредственно от музыки академических жанров (в
этом русле оказываются явления cool-джаза и арт-рока).
Таким образом, звукокомплекс современного человека, та музыкальная
культура, в которой он находится - ПОЛИСОСТАВНА, и в то
же время насыщена тенденцией синтеза и взаимообогащения.
От параллельного существования и дистанцирования - к многоуровневой
интеграции - таков путь развития современного звучащего
континуума.
Человек формирует свое звуковое окружение: что-то принимает,
что-то отвергает; однако бесспорно воздействие звукового
пространства эпохи на создание определенного типа личности.
Связи с этим возникает вопрос аксиологической значимости
музыкальной среды. Сейчас большое внимание уделяется осознанию
музыкального искусства как части культуры, несущей в себе
высшие духовные ценности. С имманентно-музыкальной сущности
акцент переносится на преобразующую функцию.
Давно стал аксиомарным тезис о музыкально-эстетическом воспитании,
которое имеет своей целью развитие эстетических вкусов личности
с опорой на ее самоценность и индивидуальность. При общении
с музыкой человек автоматически присваивает себе общечеловеческие
ценности, сперва на подсознательном, а затем и на сознательном
уровне осуществляется преобразование личности.
В проекции на уровень начального звена музыкального образования,
то есть детской музыкальной школы, можно говорить об осуществлении
эстетического формирования личности ребенка в процессе обучения.
При этом в качестве доминантного мотива выступает пробуждение
процесса познания, приобретение не ограниченной суммы знаний,
а желание постичь сущность произведения, попытаться уловить
общие закономерности музыкальных явлений.
Устаревшим и не соответствующим времени является стремление
музыкальной школы сделать акцент на воспитание профессионального
музыканта. Подобная направленность безусловно нужна, но
профессионально ориентированные учащиеся составляют довольно
скромный процент от общего числа. Формирующей константой
общественной культуры как раз и будет остальной подавляющий
контингент учащихся детских музыкальных школ. Важно научить
их не только слушать музыку, но и воспринимать ее ,эмоционально
откликаться на любое проявление музыкального творчества.
От педагога требуется настроить учащихся на осмысленное
восприятие звукового поля современной культуры, вызвать
желание знакомиться с самой разнообразной музыкой, и в то
же время ощущать ее художественную ценность.
Перспективное направление развития современной музыкальной
школы не только и не столько в выработке утилитарного навыка
игры на инструменте, но- в приобщении учащихся к музыке
самых разнообразных эпох, стилей и направлений, а через
это - формирование эстетического отношения к миру, активизации
мыслительной деятельности - вехам на пути к становлению
гармоничной, культурно-развитой личности.
Создание среды для полноценного развития музыкально-эстетических
ориентаций требует от педагога широкого круга умений и навыков,
благодаря которым он сможет помочь учащимся приобрести представления
о музыке, усилить в них креативный аспект. Важнейшим моментом
здесь является ориентация на осмысленный подход к звуковому
пространству современности.
В свете вышеизложенного подтверждается актуальность тенденции
к расширению хронологического отрезка изучаемого в музыкальной
школе. В советском музыкальном образовании, ограниченном
И.С.Бахом с одной стороны и XIX веком с другой (ХХ столетие
оказывалось представленным четырьмя композиторами советского
периода), за пределами традиционного школьного курса музыкальной
литературы оставалось огромное количество материала других
эпох и стилей. Сейчас, благодаря снятию авторитарного давления
государственных стандартов, педагог может внести момент
вариативности в изучаемый материал, создать собственную
авторскую программу, изменить акценты в подаче традиционного,
воплотить в жизнь различные педагогические инновации.
Изучение современных музыкальных стилей(джаза, рок- и поп-музыки)
уже нельзя отнести к разряду нововведений в музыкальном
образовании .В последние десятилетия появляются программы,
направленные на изучение музыки, ставшей классикой ХХ века.
Интерес этой музыкальной культуре напрямую связан с осознанием
огромной значимости ее для прошлого столетия. Ретроспективный
взгляд на эпоху выявляет включенность так называемой "массовой
музыкальной культуры" в качестве звена в цепь художественных
явлений и тенденций действительности. Лучшие образцы этой
музыки конденсируют духовный строй нашего времени, являют
собой эмоциональный отпечаток личности этой формации.
Концептуальна роль джаза и афроамериканской культуры в профессиональном
композиторском творчестве (источник идей, вдохновения, новых
форм и методов), на генезис рок-музыки. Последняя, это детище
"атомного века" как магнит притягивала негативизм
мироощущения, стала чутким барометром социокультурных явлений
в обществе .Джаз и рок по-своему воплощают новый духовный
климат ХХ века. Оставленные за рамками изучения в музыкальной
школе, они, тем не менее, всегда притягивали подростков,
служили им средством вхождения в социум. К сожалению, не
всегда происходит знакомство их с лучшими образцами этих
жанров, с низкокачественным музыкальным "товаром",в
избытке предоставляемом телекоммуникациями и индустрией
звукозаписи.
В рамках курса по современной музыке(в ДМШ) предоставляется
возможность дать учащемуся понятия о наиболее значительных
музыкальных явлениях неакадемической музыки ХХ века, привить
осознанный подход ,познакомить с лучшими образцами этих
жанров, помочь органично вписаться в контекст времени.
В ДМШ № 3 города Перми на протяжении ряда лет М.Б.Долматовой
ведется преподавание современной музыки, включенной в курс
музыкальной литературы. Это вызывает неизменный интерес
учащихся ,выступает стимулом к собственной активности на
уроках, желание познакомиться с самым разноплановым музыкальным
материалом. Мною также практикуется включение этого пласта
в последний год обучения музыкальной литературы .В качестве
эксперимента, с начала учебного года(2002-2003) ,я веду
факультативный курс и в данный момент работаю над программой,
посвященной современной музыке, ее стилям и направлениям.
ХХ век, как никакой другой, стремится осознать, постичь,
прочитать смысловые коды всех предшествовавших эпох, обобщить
весь культурный опыт, что выражается в художественной доминанте
синтеза(стилей, течений, жанров).На данном этапе изживаются
понятия "контркультура", "субкультура";
эти антиномии снимаются на более высоком уровне комплекса
стилевых систем, в новейших исследованиях появляется понятие
"МЕТАСТИЛЯ" - нового музыкального единства эпохи
(4;168). Целостное восприятие культуры ХХ века приводит
к разрушению многих барьеров, выводит на качественно новый
уровень обобщений музыкальных явлений ушедшего столетия.
Литература:
1.Иванченко Г. Психология восприятия музыки (подходы,проблемы,перспективы).,
М.,2001.
2.Коломиец Г. Музыкально-эстетическое воспитание. Аксиологический
подход.,
Оренбург 2001.
3.Конен В.Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ
века.,М.,1993.
4.Мешкова А. "Академический авангард" и "массовая
музыка": движение навстречу\\
Приношение музыке ХХ века,сб.ст.УГК им. М.П. Мусоргского.,Екатеринбург,2003.
5.Михайлов В. О музыкальном восприятии \\Искусство в школе
1996,№ 2.
6.Осокин Ю.В. К проблеме изучения социокультурной роли искусства
в культуре
общества\\Теория художественной культуры,в.2,М.,1998
7.Розин В.М. Культурология,,М.,1997
8.Петрушин В.И. Музыкальная психология,М.,1997