Гладкова
Олеся Владимировна, сотрудник лаборатории музыкального фольклора Пермского
музыкального училища, преподаватель Пермского государственного
педагогического университета
На сегодняшний день едва ли не единственным
научным обобщением сведений о свадебном обряде Пермской
области является "Сюжетно-тематический указатель свадебной
лирики Прикамья" Ивана Васильевича Зырянова. Эта работа
- систематизация многочисленных поэтических текстов свадебных
песен и причитаний Пермской области, собранных автором книги,
а также опубликованных до 1975 года. До сих пор белым пятном
в фольклористике является музыкальная сторона пермской свадьбы,
ее систематизация и научное исследование. Едва ли не единственным
музыкальным сборником, содержащим свадебные напевы одного
из районов пермской области, является: Русские народные
песни Прикамья. Записала Ф.В. Пономарева / Сост. С.И. Пушкиной.
Пермь, 1982 .
Экспедиционные исследования 1974-2002 гг. преподавателя
ПМУ Никулиной Ж.Г., педагога ОЦХТУ Захаровой С.Ю., лаборатории
музыкального фольклора ПМУ (с 1998), музыкального факультета
ПГПУ показывают, что музыкальной части пермской свадьбы
присуща относительная однородность основной части напевов,
разнообразие местных вариантов типовых напевов (варьирование
касается интонационно-ладовой стороны, а также незначительные
изменения может содержать и метроритмическая сторона напева).
Количество накопленных сведений о свадебных напевах и причитаниях
Пермской области позволяет сегодня осуществить проект создания
"Указателя свадебных напевов Прикамья". Настоящая
статья - необходимый этап формирования принципов, структуры
и формы "Указателя".
Итак, первое, что необходимо установить - это принципы структуры
"Указателя". И.В. Зырянов в предисловии к своему
"Указателю" писал:
"О каком-то едином условно-пермском
свадебном обряде в строго научном плане говорить, видимо,
нельзя. Цельного и единого свадебного обряда у русских не
существовало никогда. Не было и единого поэтического комплекса
с устойчивым репертуаром обрядовых песен и причитаний. Это
скорее всего поэтическая мозаичная картина, в которой много
общих, одинаковых красок, характерных для любой местности,
но есть и неповторимые, локальные, присущие отдельным, иногда
очень ограниченным ареалам" .
Данный принцип относится не только к поэтической,
но и к музыкальной стороне свадебных песен. На основе определения
и анализа этих "общих красок" или типологических
характеристик песен, прежде всего, напева и базируются принципы
систематизации. В своей работе автор пользуется методикой,
выработанной в ходе многолетних исследований фольклора сотрудниками
Санкт-Петербургского Фольклорно-этнографического центра
МК РФ, под руководством А.М. Мехнецова.
Принимая во внимание то, что среди свадебных напевов Прикамья
(на данный момент автор имеет в виду материалы в основном
центральных, примыкающих к реке Каме и южных районов) существуют
основные типы, распространенные по всей территории, не представляется
целесообразным располагать их по принципу принадлежности
к локальным традициям. На наш взгляд, необходимо систематизировать
их по типологическим признакам. Такое расположение материала
позволит подготовить его к картографированию не только на
уровне Пермской области, но и России в целом.
Типологические характеристики свадебных песен охватывают
комплекс языковых средств, основными из которых являются
вербальные и музыкальные. Напев имеет несколько содержательных
уровней - это: ладовый; звуковысотный или интонационный;
тиссетурный; ритмический; метрический; динамический и др.
Характеристика текста складывается из особенностей: стихосложения;
сюжетного и мотивного комплекса; поэтики; диалекта и др.
Соотношение напева и текста, слогоритмическая сторона напева
является одной из самых важных характеристик при определении
типа напева. Кроме музыкального и поэтического необходимо
учитывать также следующие уровни: хореографический, исполнительский,
изобразительный, предметно-символический, обрядовый контекст
и др. Наряду с описательным характером комплекса языковых
средств, каждый тип напева должен сопровождаться аналитическими
сведениями о жанрово-определяющих признаках фольклорно-этнографического
текста, который содержит данный напев: структура, содержание
и функции.
Таким образом, возникает сложнейший комплекс музыкально-этнографических
характеристик каждого напева, который требует своего отражения
в строгой, четкой форме указателя. На наш взгляд, необходимо
выстроить иерархическое значение каждого уровня по отношению
к поставленной задаче, а именно, типология напева. Прежде
всего, необходимо отобразить музыкальные, вербальные и слогоритмические
характеристики. Описание остальных уровней фольклорно-этнографического
текста должны быть сопутствующей информацией.
Автор предлагает на суд читателей модель представления типа
свадебного напева Прикамской традиции . На наш взгляд, одной
из уязвимых сторон, требующих доработки является форма подачи
материала. Автор будет рад конструктивным предложениям по
этой проблеме.
НАПЕВ
ПОЭТ. ТЕКСТ
СЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
В основе плясовая ритмическая модель "Уж вы
сени мои сени".
СЮЖЕТ: Друженька хорошинький,
Иван Иванович, хороший человек.
На дружке рубашка шелковая, сапожки сафьяновые, тулупчик
из тонкого сукна, шапка бобровая, перчатки лайковые.СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Смешенный тип: нестабильное
количество слогов в стихе, ударение
на 3 от начала стиха слог
(черты тоники); наличие цезуры, отделяющей первые
4 слога (черты силлабики); стопность - 4-хстопный
анапест.В целом, стихосложение подчиняется логике
метроритмического развития -
плясовой моторике.Поэтические
приемы: идеалистическое описание.
ПРОЦЕСС ЛАДО-ИНТОНАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, МОДЕЛЬ ЛАДА
В основе - узкообъемный лад (ч4). Интонационное содержание:
начальный попевка-возглас, логика дальнейшего развития
- опевание, нисходящее движение, повествование.Фактура.
Два основных голоса, условно "верхний" и
"нижний", имеют развитую систему вариантов
так, что кратковременно могут возникать 5-голосные
созвучия.Метроритмические особенности: мелкая, плясовая
ритмика куплета в сочетании с более крупной равномерной
ритмикой припева; минимальные внутрислоговые распевы,
главным образом в припеве. В метрическом отношении
в куплете происходит "учащение пульса".
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДекламационный
характер исполнения, высокий эмоциональный тонус - праздничное
веселье. Используются хлопки, притопывания, пляска "на
месте", "подгикивания". Насыщенный плотный
тембр в низком регистре, подвижный темп, активная подача
звука - черты исполнительского стиля свадебных песен
Прикамья.
ОБРЯДОВЫЙ КОНТЕКСТ, особенности хореографии,
изобразительного, предметно-символического ряда.Песню
исполняют девушки - подруги невесты на пиру в доме невесты
в Обрученье для дружки. Девушки приплясывают на месте,
обращены к дружке лицом, приглашают его поплясать. Дружка
выходит плясать из-за стола или встает на лавку. На
всех присутствующих праздничная одежда, дружке приколот
к плечу подшалок, в руках у него витень.
ФУНКЦИЯ:Текст - величание; Напев - создание
эмоционально-высокого тонуса веселья;Обряд - величание,
песня является центральным звеном обряда.Общая функция:
песня=обряд величания.
КОМПОЗИЦИЯ
Текст - П аа
Напев - аабб
Ритм - аабб
Общая композиция поэтического текста трехчастна. Крайние
части образуют арку.
СОДЕРЖАНИЕ (обобщение)
Текст - величание, описание идеального облика дружки.Напев
- возглашение, повествование.Ритм - плясовая моторика
МАТЕРИАЛЫ К КАРТАГРАФИРОВАНИЮ
(раздел требует значительной доработки)
Напев: Пермская обл., Оханский р-н; Вар.
напева: Томская обл., Томский р-н, дд. Петрово,
Аркадьево, Козюлино, Верхне-Сеченово, Шегарский
р-н, с.Мало-Брагино, Кривошеинский р-н, д. Красный
Яр.
Текст: Пермская обл., Оханский р-н;Вар.
текста: Томская обл., Томский р-н, дд. Петрово,
Аркадьево, Козюлино, Верхне-Сеченово, Шегарский
р-н, с.Мало-Брагино, Кривошеинский р-н, д. Красный
Яр.