Костина Ю.П. Реализация программы"Диалог
индивидуальностей" в условиях современной школы
В школу N 101 я пришла работать старшей вожатой
сразу же после окончания Пермского педагогического колледжа
N 1. где закончила факультатет социальной педагогики. Школа
уже тогда была Филиалом ПРО ДИМСИ(Пермское региональное отделение
общероссийской общественной организации Детские и молодежные
социальные инициативы) и активно участвовала во всех делах и
начинаниях новой организации. (Школа N 101 стала филиалом ДИМСИ.
а ее старшеклассники вступили в члены ДИМСИ со дня ее основания
в 1995 году). Первый год работы в школе (1998 г.) ознаменовался
включением в новую программу "Диалог индивидуальностей".
Пермский вариант программы "Диалог индивидуальностей"
был приближен к условиям современной школы, в частности в нашей
школе, началась работа по подготовке волонтеров-страшеклассников
для индивидуального шефства над трудными детьми из асоциальных
семей, которых к тому времени было предостаточно. Термин "трудные"
дети употребляется социальными педагогами, но мне изначально
не нравился, поскольку нельзя любого из нас, пусть даже взрослого
состоявшегося человека назвать легким, а уж что говорить о ребенке
в 13 лет, в его переходный сложный период и в добавок ко всему
с большими проблемами в семье.
Эта нетрадиционная программа социально-педагогической поддержки
детей из неполных, неблагополучных и малообеспеченных семей
затрачивала наболевшие и актуальные проблемы и подходила для
реализации в нашей школе.
Начинали мы вместе с Советом страшеклассников (творческих. думающих
ребят собрала уже к тому времени зам. директора по воспитательной
работе Лялина Е.Л.) с чистого листа. Первые шаги, первые ошибки
и первый опыт.
А первый опыт заключался в подборе волонтеров и их обучении.
Волонтерами стали ребята из старших классов, ориентированные
на педагогическую деятельность, общение с ровесниками и младшими.
С волонтерами были проведены педагогические, психологические
тренинги, они учились работать в группах и парах, знакомились
с социально-педагогической характеристикой класса, в котором
нам предстояло работать. В подшефные был взят класс - один из
самых проблемных в параллели 6-х классов. Больше половины ребят
- из неполных семей, несколько человек - заядлые прогульщики,
в классе сложилась конфликтная ситуация, ребята не умели общаться
и между собой, и с другими людьми - вот основные характеристики
этого класса.
Предстояло сформировать 12 пар и преодолеть многие трудности,
а главное - помочь детям. На начальном этапе были проведены
классные часы без участия волонтеров. Позже состоялись тренинги-знакомства
волонтеров с подшефным классом ' с целью
формирования пар. Несколько пар сформировались сразу же, остальные
пары искали друг друга дольше. В течение первого года реализации
программы удалось сплотить коллектив, снять напряженные, конфликтные
отношения, изменить отношение к учебе у подшефных, стали приходить
в школу прогульщики, класс принимал активное участие в жизни
школы. Все эти результаты были достигнуты благодаря тесному
сотрудничеству всех участников программы совместно с родителями
и классным руководителем подшефного класса Истоминой Л.М.. Как
результат нашего взаимодействия в рамках программы родился проект
"Давай дружить", цель которого
пропаганда и развитие детского движения, возрождение индивидуального
шефства. Задачи - это социальная реабилитация и социальная адаптация
ребенка в условиях школы.
Основные Формы работы - это тренинги, направленные на умение
работать в группе, умение слушать, а главное слышать другого
человека, высказывать собственное мнение, анализировать свои
и чужие поступки.
На тренингах обсуждались темы, актуальные для подростков, такие
как "Хочу, чтобы меня понимали". "Быть принятым",
"Единение", "Дружба", "Мир вокруг нас",
"Кто я?" и т.д.
Одна из Форм работы - это вечера общения, в основном приуроченные
к какому-либо календарному празднику. Они позволили подшефным
шестиклассникам и волонтерам раскрыть свои творческие, организаторские
способности. Такие вечера общения закладывали культурные, коммуникативные
нормы поведения ребят.
Волонтеры проводили лекции с подшефными из серии "Серьезный
разговор" на волнующие, знакомые им темы - курение, алкоголь,
наркотики. Обращение к нормам здорового образа жизни, личный
пример волонтеров позволили изменить отношение к этим проблемам
у многих подшефных.
В работе использовались и деловые игры - "Остров капитанов",
"Дети XX века" и многие другие. Все эти встречи позволяли
общаться в непринужденной, неформальной обстановке, делиться
своими проблемами, по возможности помогать своему другу и узнавать
много нового о себе. о партнере, об окружающем мире.
Второй год работы ознаменовался и запомнился открытыми мероприятиями.
Одно из них - тренинг "Давай дружить;" - состоялся
на школьном уровне, следующий тренинг - "Хочу, чтобы меня
понимали" - увидели представители многих школ района, в
рамках конкурса "Педагог года - 2000". Подшефные показали
хороший уровень работы на тренинге, а волонтеры, в свою очередь.
продемонстрировали профессионализм, что и было отмеченно комиссией.
Проанализировав все полученные результаты, учитывая все плюсы,
а главное - минусы, мы приняли решение с начала 2000-2001 учебного
года подобрать по 1-2 подшефных из каждого 5-го класса. Подготовленная
волонтерами анкета на выявление аутсайдеров показала, что большинство
аутсайдеров - ребята из неполных семей, и подтвердила значимость
нашей совместной деятельности. Анкетирование также выявило,
какого бы друга хотел иметь пятиклассник, что послужило основным
моментом при подборе волонтеров.
Необходимо отметить, что помимо непосредственной работы в школе
наши волонтеры учатся в Школе волонтеров, участвуют в сборах,
которые на базе Пермского государственного педагогического университета,
а также совместно с Советом старшеклассников. Советом командиров
принимают активное участие в организации и проведении Открытых
школьных творческих сборов "Детское движение - в жизнь!"
Стержнем воспитания, таким образом, является формирование социально
необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской
позиции учащихся.
Этот год останется в памяти потому, что давняя задумка администрации
нашей школы создать класс социальных педагогов осуществилась.
Ребята 10 Б класса прослушают курс лекций по социальной педагогике,
этикету, досуговедению, риторике, что несомненно пригодится
им в дальнейшей жизни. Учеником этого класса предоставится возможность
каждому в отдельности побывать в роли волонтера - социального
педагога и применить свои знания и умения. В качестве подшефных
окажутся ребята, которые по разным причинам поставлены на внутришкольный
учет. Основной задачей нашей работы станет не только снятие
с учета подшефных, но и возникшие и теплые дружеские отношения
между ребятами. А также окажется, что кто-нибудь из старшеклассников
нашел себе дело по душе, а в дальнейшем и дело всей жизни.
Помощь детям из неблагополучных семей, преодоление проблем в
общении, разрешение конфликтных отношений - все это осуществляется
в ходе реализации проекта "Давай дружить". Волонтеры
участвуют в социально значимой деятельности, у них появляется
возможность проявлять инициативу и реализовать свои педагогические
способности. Непрерывный комплекс диалогов между старшеклассниками
и младшими ребятами позволяет создать ситуацию успеха для каждого
из участников реализации программы, а также создать условия
для самореализации и воспитания гуманной, социально-активной
личности.
вернуться
в секцию