Евдокимова Е.Б. ПРОФИЛАКТИКА
АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ В РЕЖИМЕ АПРОБАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО ПРОЕКТУ ХОУП "ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ"
Программа "Полезные привычки" придерживается
концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской
среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Школа № 101 Орджоникидзевского района была выбрана для апробации
программы "Полезные привычки" в режиме превентивного
обучения среди учащихся и их родителей.
Превентивное обучение - сочетание овладения детьми знаниями
с формированием здоровых установок и навыков ответственного
поведения. Дети учатся решать проблемы и принимать решения,
сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение,
преодолевать стресс и тревогу.
Поэтому целью программы "Полезные привычки" является
овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту
знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков
ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к
употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
В связи с решением проблемы разработаны следующие задачи:
1. Дать детям объективную, соответствующую возрасту информацию
о вреде и последствии злоупотребления табака и алкоголя.
2. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться
к собственному поведению.
3. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные
решения.
4. У чить детей эф ф ективно общ аться.
5. Помочь детям и родителям в предупреждении приобщения учащихся
к табаку и алкоголю.
Апробация программы началась в 2001 году в 1 "А" классе
средней школы № 101 и шла при сотрудничестве с социальным психологом
школы Бортниковой Л.А., в этом учебном году со мной будет работать
психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения "Гармония"
Добротворская Наталья Валерьевна.
В октябре 2001 года провели первые уроки, разделив класс на
две группы. Проводятся занятия таким образом: один педагог ведет
урок, другой находится в роли наблюдателя с последующим анализом
проведенных уроков. Так как планы уроков гибкие, мы позволяем
себе менять и дополнять их содержание для максимального соответствия
особенностям класса. Для достижения положительного эффекта,
с целью более продуктивного восприятия материала мы увеличили
количество некоторых занятий и проводили их 2 раза в месяц для
каждой группы, т.к. некоторые темы очень большие и охватить
весь материал на одном уроке было невозможно.
Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера.
И для достижения положительной психологической атмосферы на
уроках превентивного обучения мы с детьми совместно разработали
правила общения на уроках "Полезные привычки".
1. Внимательно слушай говорящего.
Это правило предполагает внимательное отношение каждого ученика
к тому,
что говорят и чувствуют его одноклассники.
2. Не критикуй одноклассника, чтобы он ни сказал. Это означает,
что к каждому ученику относятся доброжелательно, ценят его собственное
мнение, правило позволяет избежать отрицательных оценок детьми
друг друга.
3. Если не хочешь говорить, то можешь промолчать. Правило предоставляет
детям свободу участия в дискуссии.
4. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились
к
тебе.
Правило говорит об уникальности каждого, об уважительном отношении
друг к другу в общении.
Таким образом, правила определяют партнерские отношения, изменяют
позицию учителя по отношению к детям, общение идет в режиме
диалога.
В процессе работы с "Полезными привычками" помимо
традиционных методов я использую методы обучения в группе. На
уроках: "Я - уникальный человек" "Множество решений"
"Решения и здоровье"
"Пассивное курение: учусь делать свободный выбор"
я использовала метод кооперативного обучения. Это метод, когда
в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
На уроках: "Культура и Я","О чем говорят чувства",
"Полезные и вредные лекарства" использовала метод
групповой дискуссии. Это способ организации совместной деятельности
учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи.
Ученикам предоставляется возможность увидеть проблему с разных
сторон. На уроках: "Культура и Я","Чувства",использовала
мозговой штурм. Ученики высказывают свои идеи или мнения без
какой-либо оценки или обсуждения. Все идеи фиксируются учителем
на доске. Затем необходимо выбрать то решение, которое приведет
к благополучному решению проблемы. На уроках: "Чувства",
"Множество решений", "Пассивное курение: учусь
делать здоровый выбор" использовала ролевое моделирование,
которое осуществлялось в форме ролевых игр.
В процессе любой совместной деятельности дети периодически испытывают
снижение активности. Концентрация внимания затрудняется. Средством
преодоления спада энергии служат упражнения - энергизаторы,
физкультминутка.
Важным элементом уроков по превентивному обучению является оценка
уроков учениками. Детям предлагается оценить урок, раскрасив
"пушистика" в рабочей тетради, настроение которого
созвучно их собственному.
Детям занятия очень нравятся, они охотно участвуют во всех предложенных
им заданиях. По мере реализации программы была отмечена следующая
положительная динамика; дети становились более раскрепощенными,
свободно общались, не боялись высказывать свое мнение. Безоценочная
система работы стимулировала их к более активной деятельности,
к развитию речи, к формированию грамотных высказываний к конструктивному
бесконфликтному общению. Провести оценку эффективности превентивного
обучения, оценить изменения в знаниях детей в результате проведенной
работы помогают пре-тесты и пост-тесты. Были получены следующие
результаты:
Октябрь 2001 года, верно выполнили задания 80% учащихся.
Результат, полученный после 1-го года обучения, в мае, справились
верно 98,6% учащихся, т.е. на 18,6% лучше.
В реализации курса "Полезные привычки" участвуют родители
класса, для которых также разработаны "Уроки для родителей
или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь".
Анализируя 7 месяцев работы с детьми, я пришла к выводу, что
программа "Полезные привычки" действительно необходима
и полезна для детей младшего школьного возраста, когда они еще
способны принять здоровый образ поведения без ломки своей личности.
Кроме того, мне, как учителю, знания полученные детьми на этих
занятиях помогают на уроках риторики и литературного чтения
вернуться
в секцию