Экономика - это наука особенная. Являясь теоретической
дисциплиной, она в то же время, по мнению С. Серякова,
"в высшей степени практическая наука".
Курс экономики в школе предназначен не только и не столько
восполнить дефицит знания фундаментальных экономических
концепций и законов, т.е. теории ради теории, сколько
создать условия для прикладного использования экономики
в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив.
Вся человеческая жизнь - сплошной выбор, выбирая одно,
приходится отказываться от чего-то другого. Рационализация
поведения личности - задача школьного урока экономики.
Она предполагает "пропитывание" поведения личности морально
- этическими нормами, взращивание в себе ряда новообразований
таких, например, как способность действовать в ситуации
неопределенности, терпимость к точкам зрения других, готовность
к критике.
Преподавая экономику в школе, мы пришли к выводу, что
развитие умения понимать и критически оценивать альтернативные
ситуации, формирование моральных установок, симпатий и
других "внутренних" качеств невозможно традиционными методами
репродуктивного плана. Данному уроку нужны иные методические
средства, которые позволят учащимся активно осваивать
"ситуации социально-экономических перемен". К их числу
можно отнести способы обучения, которые принято называть
имитационными.
Под имитацией мы понимаем метод обучения без преподавания,
характеризующийся тем, что учащимся предоставляется некая
информация для реального принятия решений в воспроизводящей
реальность обстановке. Это - деловые игры, проекты, кейс-стади,
сюжетно-ролевые игры и т.д.
Возможно, самое важное, что дают игры и имитации, - это
стимулирование интереса к проблеме или ситуации, включенность
в нее. Школьник становится непосредственным участником
жизненного действия. Такие упражнения мотивируют учеников,
раскрепощают в том смысле, что они начинают смелее ставить
под сомнение суждения друг друга и учителя.
Напряжение игры вызывает актуализацию экономического
знания и всех личностных ресурсов для решения проблемы,
несущей в себе реальную сложность.
В процессе урока апробируется модель принятия эффективного
решения.
ПРОБЛЕМА
↓
Оценка ресурсов
↓
Выбор оптимального набора ресурсов
↓
Оценка альтернатив
↓
Постепенный отказ от менее выгодных
в пользу более выгодных
↓
Определение альтернативной стоимости
выбранного проекта решения.
↓
ВЫБОР РЕШЕНИЯ
|
Учащиеся на собственном опыте проходят всю цепочку принятия
решения, осваивают в действии такое базовое понятие экономической
теории как альтернативная стоимость. Игра, как показывает
наш опыт, способствует соединению экономических реалий
жизни и материала урока, создает особую учебную среду,
определяемую Л.С. Выготским как "пространство внутренней
социализации Личности".
Школьник, принимая на себя какую-либо роль, упражняется
в выстраивании модели делового поведения, соответствующего
ей по тем правилам, которые она предписывает.
В игре нет пассивных созерцателей действия, каждый становится
его активным участником, обогащая свой опыт разными вариантами
межличностного взаимодействия, навыками принятия коллективного
решения и анализа его с точки зрения экономической целесообразности.
Овладение способами оценки альтернатив - длительный процесс,
и поэтому в учебном курсе экономики мы обозначаем ряд
проблемных высот, которые одолеваем посредством все усложняющихся
имитаций. Так, например, ученикам может быть предложен
набор альтернатив или решений, сопряженных с жертвами,
с тем, чтобы они рассмотрели издержки и выгоды, связанные
с каждым вариантом поведения. Перед учащимися ставится
проблема: в некоем городе существует довольно большой
незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают
вопрос о том, что построить на этом участке: больницу,
универмаг, бассейн или новый автовокзал. При этом размеры
участка таковы, что на нем можно построить только одно
здание.
Группам учащихся, выполняющих роль администрации города
(АГ), необходимо принять решение, проанализировав доводы
различных групп населения относительно издержек и выгод,
связанных со строительством каждого здания, и определить
при этом его альтернативную стоимость.
Имитация, не перегруженная фактами, побуждает учащихся
к поиску новой информации по предложенной проблеме. Поскольку
хорошо сконструированная имитация - памятное событие,
она может послужить эффективным "крючком", на который
в будущем удастся "повесить" новый теоретический материал.
Ценное преимущество имитационных методов с точки зрения
ученика заключается в том, что он получает возможность
посмотреть, как работает та или иная модель социально-экономического
поведения и, таким образом, приобрести какое-то предварительное
мнение относительно сложных проблем реального мира. При
этом ему важно представлять, что в игре модель зачастую
значительно упрощается, в ней отсутствуют многие жизненные
детали. Важно, чтобы он не принимал имитацию жизни за
саму жизнь. Так, например, в ходе урока можно успешно
проконтролировать экономику, выступая в роли министра
финансов, и вынести из этого упражнения неоправданно критическое
отношение к способности реального министра осуществить
то, что сделал в игре исполнитель его роли. В связи с
этим мы вводим обязательный методический этап последействия
имитации, цель которого состоит в том, чтобы совместно
с учениками выяснить, насколько значительны отступления
от реальности, допущенные в упражнении.
Все вышесказанное отнюдь не умаляет достоинств имитационных
методов, оно лишь подчеркивает необходимость методически
целесообразного их применения в процессе обучения.
Введение имитации в урок экономики зачастую делает его
уроком жизни для ребенка, создает возможности для самореализации
личности в условиях, приближенным к реальным. Углубляя
понимание экономических понятий, тренируя в практическом
использовании их в реальной задаче, в выборе решения и
определении модели рационального поведения по законам
деловой этики, имитационные методы активизируют процесс
развития экономической культуры личности.
Именно в ходе имитации, одной из важнейших целевых ориентаций
которой является, по мнению Г.К. Селевко, "социализирующая
функция", происходит приобщение личности ученика к нормам
и ценностям общества, адаптация к его условиям.
Опыт показал, что имитационные методы представляют собой
действенное средство ранней экономической социализации
личности в стенах школы.