Личностно-ориентированные технологии.
МДОУ г. Перми "Центр развития ребенка- детский сад N20" , где
театр объединяет детей, педагогов, родителей в стремлении раскрыть и развивать
творческий потенциал каждого участника педагогического процесса.
В 1996 году в детский сад N20 "пришел" Театр. Настоящий театр : со сценой,
декорациями, гримом, волшебным освещением, фантастической музыкой и хореографией,
талантливыми актерами и умными зрителями. Театр покорил детские и взрослые сердца
и постепенно из гостя превратился в равноправного члена педагогической семьи .
С 1999 по 2002 г. детский сад был в статусе городской экспериментальной педагогической
площадки по теме "Развитие творческой одаренности дошкольников в условиях
театральной деятельности", создавая оригинальную методику развития детей
средствами Театра. Сегодня в МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад 20"
театральная деятельность детей рассматривается не в качестве дополнительной ,
сопровождающей учебно-воспитательный процесс, а в качестве равноправной деятельности,
создающей условия для системного , непрерывного и дифференцированного развития
творческой одаренности ребенка в условиях ДОУ .
Мы обеспечиваем полноценное дошкольное образование по программе нового поколения
"Развитие" Л.А. Венгера , а организация жизни детей в ДОУ такова, что
через раннее и полноценное включение детей в театральную деятельность она создает
условия развития творческой одаренности детей , педагогов и родителей . Творческая
одаренность детей выявляется и развивается системно и целенаправленно. Общее развитие
личности , знание и понимание себя, адекватная самооценка своих возможностей и
своего поведения, происходящие в условиях театральной деятельности служат базисом
развития творческой одаренности наших воспитанников , а в дальнейшем позволяет
им более успешно социализироваться в окружающем мире. Мы не готовим актеров и
режиссеров, мы способствуем развитию творческого начала будущих президентов, банкиров,
экономистов, учителей и домохозяек. Наш Театр может и должен стать настоящей жемчужиной
детского творчества.
Педагогическая деятельность в ДОУ строится на следующих принципах :
1.Демократизации . доступность для всех детей , педагогов и родителей театральной
деятельности , сотрудничество их в творческом педагогическом процессе.
2.Непрерывности и преемственности. Инновационный процесс не может осуществляться
в замкнутом пространстве, для его развития необходимы глубокие связи с другими
социальными институтами (культуры, образования, детства). Наше учреждение активно
взаимодействует со многими социальными институтами, что свидетельствует о сложившихся
деловых, творческих контактах с Пермской филармонией, ТЮЗом, Театром кукол, туристическим
клубом "Шаги", школой искусств N7, школами 24,37,101,104, дворцом культуры
им. Чехова, детской городской клинической больницей N20, ДЮСОЦ "Фаворит"
, ЦДЮТ "Радуга", СТОСМ "Гайва", Пермским государственным педагогическим
университетом, институтом искусств и культуры,ПОИПКРО и др. В последнее время
мы сумели организовать контакты со Славянской библиотекой, с областным радио,
телекомпаниями "Т-7", "Рифей".
3.Дифференциации . по интересам , склонностям, способностям и одаренности к различным
видам деятельности. Мы используем широкий выбор видов театральной деятельности:
постановка спектакля , отработка этюдов , создание художественных эскизов декораций
и костюмов, музыкальное оформление спектакля, изготовление реквизита или рекламы
и т.п.
4.Интеграции . различных видов театральной деятельности , психологического компонента
образования с общей программой ДОУ .
Вся наша многогранная деятельность направлена на получение основного продукта
творческой педагогической деятельности . индивидуальности ребенка. Нами разработана
и представлена модель выпускника Д/с 20 , основой которой является физическое
и психологическое здоровье ребенка. Согласно ей формирование готовности ребенка
к школе предполагает, с одной стороны, выполнение образовательных стандартов,
а с другой . решение так называемой "сверхзадачи", обеспечивающей превышение
стандартов и развитие творческой одаренности ребенка. По результатам диагностики
опытно- экспериментальной работы наши выпускники отличаются творческим подходом
к решению различных задач, раскрепощенностью, способностью к творчеству в изобразительной
, музыкальной, театральной деятельности , наличием сценической и зрительской культуры,
соответствующей возрасту, способностью выразительно говорить и двигаться , способностью
опознавать выразительность формы, способностью воспринимать и создавать эстетическую
выразительность художественной формы, способностью к простой синестезии . Кроме
того, наши воспитанники обладают достаточно высоким уровнем беглости и гибкости
мышления, воображения и умением вычленять причинно- следственные связи.
Подтверждением тому также является участие детей и получение дипломов лауреатов
российского заочного конкурса "Интеллектуально-творческий марафон. в номинации
.Светлячок. в марте и октябре 2001 года, в июне 2002г.
К числу достижений педагогического коллектива относится значительное повышение
квалификации педагогов, расширение границ компетентности, формирование нового
активного мировоззрения, повышение психологической культуры педагогов. Только
за последние 2 года педагоги МДОУ выступали с докладами на областной конференции
ќ Инновационные процессы в Пермской области. Проблемы и перспективы›, городской
научно- практической конференции "Новые формы дошкольного образования›, научно-
практической конференции "Всероссийский @вгустовский педагогический совет-
2001›, городском семинаре "Вопросы преемственности между ДОУ и начальной
школой РО›, участвовали в конкурсе образовательных проектов и конкурсе ќ Образовательные
гранты›. Созданы и работают проекты "Модель ДОУ- центра развития творческой
одаренности дошкольников в условиях театральной деятельности›, "Детский сад
-детям микрорайона и города›. Последний предназначен для работы с детьми, не посещающими
ДОУ, и позволяет привлечь к Детскому театру десятки и сотни детей Гайвы.. Педагог-
психолог нашего МДОУ Черных Е.Л. в 2001г. заняла 2 место в городском конкурсе
"Учитель года 2001›, а воспитатель Лимонова Т.Н. является победителем городского
и областного конкурса "Учитель года . 2002›, обладателем премии губернатора
Пермской области 2002г. Педагог- режиссер нашего детского сада Синегузова Г.С.
представила на Российский конкурс "Театральный сценарист› сценарии наших
спектаклей и детских праздников и стала обладателем 2 премии в этом престижном
конкурсе.
Интеллектуально- творческая активность . основа педагогического мастерства воспитателей,
работающих в экспериментальной "Лаборатории творческой одаренности›. Только
краткий перечень разработанных и осуществляемых индивидуальных и групповых проектов
позволяет прочувствовать дух педагогического творчества , царящий в коллективе.
Мельник Н.Е., Щекина Т.М. работают по темам "Развитие креативности детей
старшего дошкольного возраста› и "Педагогические коррекционные программы
работы с гиперактивными и застенчивыми детьми›. Новикова Л.Н. создала и апробировала
методические разработки "Развитие креативности детей 6-7 лет›, Хорошева Е.А.
. "Развитие креативности детей на основе использования элементов народной
культуры›. Каждый специалист педагогического коллектива расширяет и обогащает
инновационное поле МДОУ своими идеями и практическими воплощениями. Музыкальные
руководители Цагельник Л.В. и Зубова Л.И. исследуют "Влияние музыки на эмоциональный
мир ребенка›, инструктор по физической культуре Дорохова Н. А. включает в содержание
занятий по программе М.Д. Маханевой "Воспитание здорового ребенка› элементы
творческого воображения для реализации оздоровительной направленности занятий.
В рамках нашего инновационного проекта разработаны новые программы "Методика
и технология театральной деятельности› для детского сада ( Синегузова Г.С.), "Актерская
грамота› ( Лимонова Т.Н.), "Ритмика и основы хореографии› ( Завьялова Н.Р.),
"Раскрой в себе волшебника› ( развитие креативного мышления) ( Черных Е.Л.).
Совместное творчество детей, педагогов и родителей проявляется в организации и
проведении ежегодных театральных сезонов, постановке спектаклей, таких как "Сказ
о каменном цветке› по мотивам сказов П. Бажова, "Снегурочка› по мотивам русской
народной сказки, "Левша› Лескова, "Колокольная Русь›( легенды, сказания
, быль о колоколах), "Цветы маленькой Иды› ( театральная фантазия по мотивам
сказок, легенд, рассказов и стихов о цветах) и многих других.
Педагогические позиции родителей рассматриваются нами и как условие, и как средство,
и как одна из задач деятельности. Принципиальным является привлечение родителей
как коллег и соавторов педагогического процесса. В этих целях создана и успешно
работает "Лаборатория работы с родителями›, основные задачи которой: формирование
психологической готовности родителей к созданию гуманистических отношений в семье,
формирование прогноза эмоционального развития семьи, повышение педагогического
потенциала семьи.
Мы убеждены, что выбранное нами направление перспективно, что творческая одаренность
детей проявляется и эффективно развивается в условиях театральной деятельности.
Творческая одаренность - предпосылка успеха в любой деятельности и чем раньше
мы начнем работу по ее развитию, тем больше шансов прийти в будущем на . Праздник
творчества., о котором мечтал великий реформатор сцены К.С. Станиславский. Детская
радость от прикосновения к искусству стоит того, чтобы в трудные для Российского
образования годы наш педагогический коллектив сохранял все ценное, что выросло
и прижилось на ќ местной почве› и активно развивал образовательную систему ДОУ.