Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой
№22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Чащухин Александр Валерьевич - учитель истории
Билингвальное образования как метод преодоления культурной изоляции: возможности
и пределы применения
Несмотря на то, что российская культура формировалась под мощным воздействием
западной цивилизации, наша культурная традиция всё равно была, есть и остаётся
относительно изолированной. О причинах этого явления можно долго спорить, находя
их и в советском тоталитаризме, и в дореволюционной России. Однако вряд ли кто-нибудь
оспорит тот факт, что непосредственной причиной культурной изоляции для большинства
людей является языковой барьер, отделяющий жителей нашей страны от Европы. Истоки
этого явления весьма прозаичны. В условиях, когда для нескольких поколений людей
заграница воспринималась как некое тридевятое царство, когда общение с иностранцами
было сведено к минимуму, языковой барьер становился вполне закономерным. Отечественное
образование как институт, в котором проявляется российская ментальность, так же
несёт в себе черты подобной культурной изоляции. Следует, впрочем, сразу оговориться,
что речь здесь идёт, прежде всего, о среднем образовании, которое в силу ряда
особенностей было и, наверное, останется наиболее инертной и консервативной частью
всей системы образования в целом. Сейчас, ситуация выглядит несколько лучше, граница
отделяющая нас от Запада стала гораздо прозрачнее. Несомненно, что билингвальное
образование должно помочь в ещё большей степени преодолеть вышеуказанный языковой
барьер, доставшийся нам в наследство.
О пользе и необходимости билингвальной системы образования сказано и написано
достаточно много. Наверное, нет нужды в очередной раз повторять все очевидные
плюсы данной модели. Можно лишь добавить, что билингвальное образование может
применяться в общественных дисциплинах наиболее естественным и продуктивным образом.
Это и использование на уроках аутентичной литературы, и возможность работы с первоисточником
на иностранном языке, что, несомненно, окажет огромную пользу во время учёбы в
ВУЗе. На уроках истории, как и на других предметах, повышается интерес к уроку.
Изучение иностранного языка приобретает утилитарный (в хорошем понимании этого
слова) характер.
Однако, не стоит, наверное, ждать каких то быстрых результатов в массовом порядке.
Ещё долго билингвальное образование останется достоинством только специализированных
школ в изучении иностранного языка, что в ещё большей степени усилит неформальную
элитарность подобных учебных заведений. Самое ужасное, что можно было бы себе
представить - это попытку ускоренного внедрения данной модели в совершенно неподготовленные
для этого обычные средние школы. В принципе, в подобной "элитарности" нет ничего
плохого. В конце концов, элитарность означает, прежде всего, качество образования.
Помимо этого, нельзя не предвидеть тех опасностей, которые ждут любое, пускай
даже самое благое начинание. Опасность эта заключается в методах достижения цели,
ёмко отражённых в ставшей уже крылатой фразе небезызвестного государственного
деятеля: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Дело здесь в том, что государственный
аппарат, как корпорация особого типа, унаследовал от советской системы огромное
количество "болезней". К числу самых распространённых заболеваний можно отнести
причудливое превращение эксперимента в норму за короткий отрезок времени. Методы
действия государственных служащих здесь мало, чем отличаются от хрущёвской кукурузы
или первых пятилеток. Это либо оперирование несуществующими в реальности цифрами,
демонстрирующими "бурную деятельность", либо осуществление на практике, правда,
в гораздо более мягком виде известной фразы Александра I: "Они (военные поселения)
будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось трупами уложить дорогу от Петербурга
до Чудова". Как результат, идея, задуманная вначале, имеет мало общего с тем нелепым
монстром, который получился в конце. К несчастью, данная модель поведения воспроизводится
у нас в стране вновь и вновь. За примерами долго ходить не надо. Это и концентрическая
модель преподавания истории, и попытка реализовать идею единого государственного
экзамена. (ЕГЭ). Впрочем, как и культурный изоляционизм, это является опять же
отражением нашего менталитета и проявляется, естественно не только в деятельности
государственных служащих.
К счастью, пока билингвальное образование ещё не захватил подобный круговорот.
Хочется верить, что подобная модель избежит привычного заболевания всей нашей
системы, и в будущем. Уже тот момент, что на уровне школы данный эксперимент пока
напоминает лабораторию с её поисками и трезвым анализом заслуг и просчётов, а
не реализацию "встречного плана" или стахановское движение, заставляет надеяться
на лучшее.