ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой №22 г. Перми) Программа Совета 

Чащухин Александр Валерьевич - учитель истории

Билингвальное образования как метод преодоления культурной изоляции: возможности и пределы применения

Несмотря на то, что российская культура формировалась под мощным воздействием западной цивилизации, наша культурная традиция всё равно была, есть и остаётся относительно изолированной. О причинах этого явления можно долго спорить, находя их и в советском тоталитаризме, и в дореволюционной России. Однако вряд ли кто-нибудь оспорит тот факт, что непосредственной причиной культурной изоляции для большинства людей является языковой барьер, отделяющий жителей нашей страны от Европы. Истоки этого явления весьма прозаичны. В условиях, когда для нескольких поколений людей заграница воспринималась как некое тридевятое царство, когда общение с иностранцами было сведено к минимуму, языковой барьер становился вполне закономерным. Отечественное образование как институт, в котором проявляется российская ментальность, так же несёт в себе черты подобной культурной изоляции. Следует, впрочем, сразу оговориться, что речь здесь идёт, прежде всего, о среднем образовании, которое в силу ряда особенностей было и, наверное, останется наиболее инертной и консервативной частью всей системы образования в целом. Сейчас, ситуация выглядит несколько лучше, граница отделяющая нас от Запада стала гораздо прозрачнее. Несомненно, что билингвальное образование должно помочь в ещё большей степени преодолеть вышеуказанный языковой барьер, доставшийся нам в наследство.
О пользе и необходимости билингвальной системы образования сказано и написано достаточно много. Наверное, нет нужды в очередной раз повторять все очевидные плюсы данной модели. Можно лишь добавить, что билингвальное образование может применяться в общественных дисциплинах наиболее естественным и продуктивным образом. Это и использование на уроках аутентичной литературы, и возможность работы с первоисточником на иностранном языке, что, несомненно, окажет огромную пользу во время учёбы в ВУЗе. На уроках истории, как и на других предметах, повышается интерес к уроку. Изучение иностранного языка приобретает утилитарный (в хорошем понимании этого слова) характер.
Однако, не стоит, наверное, ждать каких то быстрых результатов в массовом порядке. Ещё долго билингвальное образование останется достоинством только специализированных школ в изучении иностранного языка, что в ещё большей степени усилит неформальную элитарность подобных учебных заведений. Самое ужасное, что можно было бы себе представить - это попытку ускоренного внедрения данной модели в совершенно неподготовленные для этого обычные средние школы. В принципе, в подобной "элитарности" нет ничего плохого. В конце концов, элитарность означает, прежде всего, качество образования.
Помимо этого, нельзя не предвидеть тех опасностей, которые ждут любое, пускай даже самое благое начинание. Опасность эта заключается в методах достижения цели, ёмко отражённых в ставшей уже крылатой фразе небезызвестного государственного деятеля: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Дело здесь в том, что государственный аппарат, как корпорация особого типа, унаследовал от советской системы огромное количество "болезней". К числу самых распространённых заболеваний можно отнести причудливое превращение эксперимента в норму за короткий отрезок времени. Методы действия государственных служащих здесь мало, чем отличаются от хрущёвской кукурузы или первых пятилеток. Это либо оперирование несуществующими в реальности цифрами, демонстрирующими "бурную деятельность", либо осуществление на практике, правда, в гораздо более мягком виде известной фразы Александра I: "Они (военные поселения) будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось трупами уложить дорогу от Петербурга до Чудова". Как результат, идея, задуманная вначале, имеет мало общего с тем нелепым монстром, который получился в конце. К несчастью, данная модель поведения воспроизводится у нас в стране вновь и вновь. За примерами долго ходить не надо. Это и концентрическая модель преподавания истории, и попытка реализовать идею единого государственного экзамена. (ЕГЭ). Впрочем, как и культурный изоляционизм, это является опять же отражением нашего менталитета и проявляется, естественно не только в деятельности государственных служащих.
К счастью, пока билингвальное образование ещё не захватил подобный круговорот. Хочется верить, что подобная модель избежит привычного заболевания всей нашей системы, и в будущем. Уже тот момент, что на уровне школы данный эксперимент пока напоминает лабораторию с её поисками и трезвым анализом заслуг и просчётов, а не реализацию "встречного плана" или стахановское движение, заставляет надеяться на лучшее.


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru