ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

ФОРУМ Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой №22 г. Перми) Программа Совета 

Васильева Е.А. - МОУ школа №22 г.Перми

Интегрированный подход к изучению литературы в условиях билингвистического развития учащихся

Русская литература всегда была открытой, восприимчивой к зарубежным культурам, творчески интерпретируя философские идеи, идущие с запада. Процесс интеграции взаимообразен: русская литература возвращала западу обновлённый, одухотворённый синтез западноевропейской и русской мысли. Таким образом, литература и язык интегративны по своей сути, интегративны на разных уровнях - внутрипредметном и межпредметном:

1) интегрируются русский язык и литература;
2) литература и гуманитарные дисциплины;
3) литература, язык и негуманитарные предметы;
4) литература, язык и культурология;
5) на внутрипредметном уровне это интеграция произведений разных эпох развития русской литературы.

Такая специфика русской литературы как предмета изучения в школе обусловливает интегративный подход к преподаванию литературы и её языка на культурологической основе в соответствии с историко-литературным принципом. Разные виды интеграции предполагают и различные технологии преподавания. Одной из самых эффективных нам представляется комплексный сопоставительный анализ текста, методика которого разработана нами при интеграции русской и зарубежной литературы по следующим темам: "Поэзия Серебряного века и французский модернизм", "Достоевский и Камю: диалог культур", "Война и мир" Л.Н. Толстого и "Воздушные змеи" Ромена Гари", "Человек на войне" в русской и зарубежной литературе", "Проблемы экологии в романах Чингиза Айтматова "Плаха" и "Корни неба" Ромена Гари". Работа над этими темами вызывает у учащихся неизменный интерес. Старшеклассники стремятся использовать знания, полученные ими на уроках французской литературы, а также в процессе внеурочной деятельности (мы имеем в виду участников НОУ, олимпиад, франкофонных спектаклей). Интересен опыт использования в качестве материала японских трёхстиший - хокку. В основе этого жанра лежит принцип, свойственный и русской лирике: увидеть в малом великое - величайшее в мире искусство. Мы используем хокку для создания разных видов творческих работ - от задания: "Допиши третью строку" - до создания целостных трёхстиший, сочинений-размышлений, для сопоставлений философского характера с русской поэзией. Не сразу находит отклик у учащихся необычная форма восточной поэзии, ибо далеки от них сами принципы восточной культуры. Но здесь учащиеся постигают одну из важнейших заповедей современного культурного человека: не отвергай того, чего не понимаешь, научись относиться с уважением к чужой тебе культуре, в соответствии с важнейшим принципом современности - толерантностью, сумей извлечь полезный для себя опыт от общения с другим менталитетом.
. Интеграция литературы с русским языком осуществляется, через комплексный анализ художественного текста. Используя ключи анализа, языковые средства, можно полнее постичь глубину авторской идеи, художественное своеобразие текста, убедиться, что художественное произведение несёт на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля самого творца. Комплексный анализ текста - обязательный компонент современного урока
Изучение литературы немыслимо без интеграции с историей. Особенно важна здесь роль уроков вводного повторения (интегральная образовательная технология В.В.Гузеева), например, составление словесного портрета писателя в контексте эпохи. Ведь невозможно осознать глубину поэмы Некрасова "Кому на Руси…" без хорошего знания эпохи великих реформ XIX в., нельзя постичь бездонность трагедии ахматовского "Реквиема" без понимания сложности эпохи 30-40 гг. в сталинской России. Вот почему подход к изучению литературы и истории должен быть основан на единой концепции преподавания этих предметов.
На интереснейшем уровне возможна интеграция литературы с негуманитарными дисциплинами. Например, при изучении романа "Таинственный остров" учащиеся составляют словарь топонимов, словарь названий растений, животных, словарь урока, куда входят заимствованные, незнакомые учащимся слова, при изучении романов Марка Твена учащиеся вместе с Томом Сойером и его друзьями "проплывают" по реке Миссисипи, используя при этом карту и словари. При этом решается задача сопряжения анализа художественного произведения с обучением работе со словарями, энциклопедиями, другой справочной литературой, способствующей познавательной деятельности учащихся.
Интеграция литературы с разными видами искусств расширяет кругозор учащихся, развивает образное мышление, раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, художественный вкус учащихся.
Проявлением внутрипредметной интеграции является интертекстуальный подход к анализу художественного текста, овладение которым позволяет учащимся открывать новые горизонты анализа художественного текста, расширяет умение вчитываться и видеть дальше напечатанной строки, помогает развивать вкус к хорошей литературе.
Реализация интегративного подхода в преподавании литературы и русского языка позволяет осуществить билингвистическое развитие учащихся как развитие в направлении диалога культур, формирования у выпускников школы качеств, необходимых гражданам Европы ХХI в.


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru