«На процесс обучения оказывают влияние тенденции
развития современного научного знания. Одной из важных
тенденций современной науки является генерализация знаний
и усиление функции теории в науке. Сущность этого процесса
состоит в том, что все большее значение принимают обобщающие
идеи, выполняющие функции уплотнения и перестройки знания»
[1;20].
Это наблюдение Зориной Л. Я. подтверждается современными
исследованиями в области теории и практики обучения. Методисты
разрабатывают новые педагогические технологии: интерактивное
обучение; использование факторов концентричности и линейности
как инструмента повышения качества обучения; проблемные
ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам и
т. д.
Одним из перспективных методов продуктивного обучения
является метод модульного структурирования знаний (вклад
в разработку этого метода внесли Третьяков П. И., Сенновский
И. Б.,Чошанов М. А., Громкоа М. Г., Юцявичене П. А., Макаров
А. В., Трофимова З. П., Шамова Т. И. и другие).
Обосновывая введение новой педагогической технологии,
Третьяков П. И. и Сенновский И. Б. резко критикуют традиционную
модель организации учебного процесса: «Ведущим типом учебного
занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику
учебной деятельности и особенно нежелательный в старших
классах школы» [2;5].
Мы разделяем точку зрения Макарова А. В. И Трофимовой
З. П., который считают, что модульная организация учебного
курса не исключает, а предполагает использование других
методов и средств обучения. (В зависимости и учебной задачи,
степени сложности материала, уровня подготовки учащихся
педагог может использовать информационно-рецептивный,
репродуктивный, диалогический, эвристический, исследовательский
и другие методы обучения.)
Принцип модульности предполагает построение учебного материала
в виде блоков-модулей (модуль – это укрупненная, по сравнению
с традиционной темой, единица содержания). Внутри модуля
учебный материал структурируется в виде системы учебных
элементов, т. е. основных понятий и положений содержания
учебного материала.
Технология модульного обучения предполагает движение мысли
по схеме: всеобщее – общее – единичное и основана на опережающем
изучении теоретического материала.
Модульное структурирование учебного материала в курсе
музыкальной литературы.
Рассмотрим вариант программы по музыкальной литературе.
I курс:
Блок-модуль – Полифония и полифонисты включает в себя
следующие учебные элементы:
– изучение полифонических жанров;
– органное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– клавирное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– жанр концерта в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– хоровые произведения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– творческие портреты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя.
II курс:
Блок-модуль – Опера-драма: творчество Вагнера и Верди.
Выявление сходства и различия в трактовке жанра оперы-драмы.
Синхронистическая программа по музыкальной литературе.
(На протяжении всех лет обучения творчество отечественных
и зарубежных композиторов изучается взаимосвязанно, по
возможности синхронно. Параллельное изучение отечественной
и зарубежной музыки позволяет осмыслить как национальное
своеобразие, так и взаимосвязь культур.)
Блок-модуль – Глинка – Даргомыжский – Вагнер. Даргомыжский
– ученик и последователь Глинки и в то же время – новатор.
После изучения творчества Даргомыжского, принцип сквозного
развития и приближения пения к речитативу воспринимается
в творчестве Вагнера как что-то знакомое. У учащихся возникает
мысль об объективны законах развития жанра, об однонаправленности
усилий композиторов различных национальных школ.
Блок-модуль – Антивоенная тема в музыке ХХ века:
– Шостакович «Симфония № 7»
– Бриттен «Симфония-реквием»
– Пендерецкий «Плач по жертвам Хиросимы».
Блок-модуль – Древнерусская интонационная сфера в творчестве
современных отечественных композиторов:
– Ю. Буцко «Древнерусская живопись»
– Свиридов, «Три хора» к спектаклю «Царь Федор Иоаннович»,
– концерт памяти А. Юрлова.
Блок-модуль – Разработка фольклорных поэтических текстов
в произведениях отечественных композиторов ХХ века:
– С. Слонимский «Песни вольницы» (1959)
– Р. Щедрин, опера «Не только любовь» (1961)
– Г. Свиридов «Курские песни» (1963)
– Э. Денисов «Плачи» (1966)
– В. Гаврилин «Русская тетрадь»
Литература:
1. Зорина Л. Я. Программа – учебник-учитель. М.: Знание,
1989 (Новое в жизни, науке, технике. Серия – Педагогика
и психология, № 1). –С. 20 – 21.
2. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного
обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.– С. 5.
3. Севрук А. И. Качество в образовании: проблемы, модели,
технологии.