|
Максаева Наталья Васильевна,
заместитель директора
по УВР МОУ "Средняя общеобразовательная школа
N 5 г. Перми"
maksaewa@e-mail.ru
|
В последнее время уже привычными стали слова «технология»,
«техника», «мастер» в педагогической литературе.
Хотя надо признаться, что для слуха словосочетания «педагогическая
технология», «педагогическая техника» вызывают ассоциации
станков, инструментов, цехов. Видимо, поэтому в понимании
и употреблении «педагогических технологий» существуют большие
разночтения.
Обратимся к словарям, где находим, что под технологией понимается
совокупность методов обработки сырья и процессов производства.
В толковом словаре находим: «технология – это совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве»,
а в политехническом словаре «технология – совокупность методов
обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм
сырья, материала или полуфабриката в процессе производства,
например, т. металлов, химическая т., т. строительных работ»
и т.д.
Чтобы разобраться, почему сугубо производственное слово
вошло в педагогический сленг, обратимся к дословному его
переводу; судя по составляющим корням, это слово, пришедшее
к нам из греческого языка, рассчитано было на более универсальное
использование: «технос» – искусство, мастерство; «логос»
– учение.
Следовательно, что словарное толкование терминов «технология»,
«техника» допускает их использование в педагогической сфере.
Так, например, «техника» определяется как «круг наук, связанных
с изучением и созданием средств производства, орудий труда…
совокупность средств труда», «технология» же по отношению
к «технике» выступает в качестве родовой категории и обозначает
«совокупность производственных методов и процессов…, а также
научное описание способов производства» (С.И.Ожегов «Словарь
русского языка»).
Впервые термин “технология” в педагогику ввел А.С. Макаренко.
В начале 1960 годов понятие “педагогическая технология”
появляется в английской литературе, а затем и в американской.
В 70-е годы это понятие расширилось, к нему стали относить
все, что касается совершенствования учебного процесса.
Раз встал вопрос технологизации учебного процесса, то логично,
что учитель теперь превращается в мастера, который должен
овладеть профессиональными операциями, чтобы его воздействия
на ученика стали действительно творческим актом.
Как видим, что и понятие мастера органично вплетается
в педагогическую деятельность. Мастер – это, прежде всего,
творец. А творчество – это своеобразная медитация. Главное
для творца – замысел. Чтобы воплотить замысел в жизнь,
необходимы инструменты и материалы.
И цель учителя – гармония между Замыслом своим, Инструментом
и Материалом, где Замысел - цели и задачи урока; Инструменты
– методики, методы, приемы, используемые на уроке; Материал
– свой предмет. Сотворенный урок будет безупречным, если
сохранится разумная гармония троицы. Итог произведения
педагога-мастера - ребенок.
Вроде бы все разумно, но одно пугает, чтобы «производственные
технологии», пусть даже педагогические, не допускали брака.
А брак в педагогике – недопустим, ибо ребенок – это будущее
нашей страны, нашей нации. И если из школы будут выходить
Полуфабрикаты, то тогда страшно подумать, что будет с
нашей Родиной в будущем.
А если мы будем при воспитании ребенка пользоваться технологическими
процессами, то о какой душевности и доброте может идти
речь в будущем.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|