|
Белорусова Снежана Валерьевна,
Психолог Дворца творчества
юных г. Перми
|
Становление личности ребенка (подростка)
происходит в общении с окружающими людьми Дворец творчества
юных - это то место, где ребенок находит новых друзей,
занимается интересным делом с учетом своих потребностей
и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения
со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах
УДО приобретается тот жизненный опыт, который формирует
личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее
отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам Дворца необходимо осознавать, что создание
благоприятного психологического климата з коллективе помогает
ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно
на занятиях; помогает ребенку раскрыть свои личностные
качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать
эмоционально психологический настрой коллектива, в котором
на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения
членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями,
моральными нормами и интересами.
Психологический климат в детском коллективе прежде всего
проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях
детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном
отношении к образовательному процессу, в доброжелательных
отношениях со сверстниками и взрослыми
Многие педагоги Дворца серьезно подходят к вопросу о создании
благоприятного психологического климата, но не все владеют
приемами и методами его создания.
Остановимся подробнее на методах психологического воздействия
на группу. Основные методы психологического воздействия
можно использовать на учебных занятиях как индивидуально,
так и со всем коллективом.
1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной
экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике
направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение
эмоциональной дистанции участников группы и выработка
умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли,
желания свои и другого человека.
Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших
движений: Я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия,
возвращаюсь из школы, упражнение "Третий лишний",
невербальное приветствие, прощание с членами коллектива.
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером
(предполагается уменьшение пространственной дистанции):
разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул,
занятый другим человеком, успокоить обиженного человека,
выразить прикосновением свое отношение к другому человеку
и т.д.
2. Арттерапия - воздействие искусством. В данном случае
используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем
группы или же дается свободная тема. Примерные темы: какой
я, каким бы я хотел быть, я среди
друзей, я в данном коллективе, каким я кажусь окружающим,
мое настроение в коллективе. Рисунки могут вывешиваться
и обсуждаться всеми членами
коллектива;
Может быть другой вариант рисования - вся группа рисует
одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого
члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия
его с другими участниками рисования.
По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное
состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
3. Натуртерапия - воздействие природы. Выходы на природу
всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному
сближению и сплочению коллектива.
4. Логотерапия - разговорный метод. Руководителю коллектива
необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать
их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими.
Использование вербальных игровых упражнений способствует
познанию Друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального
поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как:
"Интервью" - у каждого члена группы по очереди
все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в
любой степени откровенности, можно в маске - будто не
про себя.
"Знакомство-представление" - познакомьтесь со
своим партнером по игре и представьте его всем. При этом
необходимо обращать внимание на личную информацию, умение
выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать
всех присутствующих.
"Если бы я был ..." - игра-перевоплощение. Каждый
участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур,
заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица
этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает,
как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом,
ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники
невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при
этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять
своим эмоциональным состоянием и настроением.
5. Игротерапия - игра образами. Цель: 1. Укрепление и
обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных
возможностей. 2. Развитие творческих возможностей и развитие
саморегуляции. Игры могут быть самыми разнообразными:
импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки),
ролевые, сюжетные игры.
Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического
климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать
себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности
и успешно адаптироваться к жизни.
Эти методы доступны, просты и могут широко использоваться
в работе педагогов УДО.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|