Силуянова
Светлана Викторовна,
заместитель директора
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16"
г. Перми
Построение системы ЭкО и воспитания протекает в контексте
современной культуры образования. Стремление школы гуманизировать
образовательный процесс, рассматривать ученика как высшую
ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального
развития, утверждать в повседневной реальности ценности
достойной жизни - таков путь расширения и обогащения духовного
мира личности растущего человека, приобретение способности
осознавать жизнь и определять свое отношение к миру как
к таковому. Современная образовательная политика гуманизации
и гуманитаризации стала реализовываться в школе на основе
позиций, несущих для нас определенную новизну, а именно:
· вхождение ребенка в экологическую культуру, формирование
основ экологической грамотности;
· экологическое образование не есть только обучение экологии,
экологическим знаниям.
Осознание смыслов ЭкО и воспитания педколлективом школы
произошло не в один миг. Опыт творческой деятельности
учителей складывался из апробации системы воспитательной
работы, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую
деятельность в сотрудничестве с учеными пермских ВУЗов
и др. Первые четыре года работы показали: школа состоялась
в районе и в городе как опорная, представляя опыт на семинарах,
конференциях, фестивалях педагогических достижений. Сложился
когнитивный уровень ЭкО, сформировался экологический компонент
в вариативной части учебного плана. Апробировав данные
инновационные идеи в традиционной образовательной системе
школы, мы увидели односторонность, недостаточность научно-познавательного
подхода. Жизнь требовала от нас более глубокого и органичного
соединения идей гуманизации и гуманитаризации с экологией.
Определив экологизацию образования ключевой идеей развития
школы, мы стали своего рода творческой лабораторией (без
официального статуса), где коллектив добросовестных и
увлеченных учителей в союзе с административной командой
приступил к разработке педагогической концепции. Выделим
основные концептуальные идеи школы:
1. Миссия школы, занимающейся построением системы ЭкО,
- помочь ребенку выйти на путь сотрудничества с окружающим
миром, обрести гармонию во взаимодействии с ним, помочь
развивающейся личности присвоить ценности и идеалы гуманного
человека.
2. Набор общечеловеческих ценностей (жизнь, природа, добро,
труд, дом, земля и др.) встраивается в систему ЭкО и воспитания,
где экология как категория мировоззренческая представляется
неким фокусом культуры, способной преодолеть отчуждение
человека от природы, побуждать его к экосообразному поведению.
Таким образом, конкретизируя принципы гуманизации и гуманитаризации,
школа начала разработку культурологического подхода к
ЭкО.
Реализация своих целей, определенных в соответствии с
педагогической концепцией, мы осуществляем в 3-х основных
направлениях:
1. Единство эмоционально-ценностного компонента ЭкО в
урочной и внеурочной деятельности;
2. Забота о физическом, психическом и нравственном здоровье
учащихся;
3. Модернизация традиционного обучения.
Разработка культурологического потенциала ЭкО позволила
нашему ОУ найти свою нишу в образовательном пространстве,
где педагогическая концепция реализуется через взаимодействие
нескольких целевых подпрограмм "Здоровье", "Преображение",
"Расти, росток!", "Кадры", ставших
тем способом, который содействует вхождению ученика в
"поле культуры". Компоненты "поля культуры"
стали своеобразными объектами для инновационных действий:
1. Конструирование содержания экологического образования,
связанного с актуализацией экологического компонента в
предметном содержании базовых и факультативных курсов,
кружков системы ДО. Экологические знания при этом не являются
самоцелью, это средство для развития экологического мышления
учеников, если они эмоционально окрашены. Они накладываются
на пробуждаемые в детях интерес и волнение к "очеловеченному"
представлению о себе и о мире.
2. Апробация модели воспитательной системы "Экология
и культура", большую роль в реализации которой наряду
с устоявшимися формами экологического воспитания играет
эстетизация, "окультуривание" школьного дома
и окружающей его среды;
3. Модернизация методов и приемов здоровьесберегающих
технологий:
· освоение методов и приемов здоровьесберегающих технологий;
· организация медико-психолого-педагогического сотрудничества
по преодолению синдрома школьной дезадаптации в рамках
программы "Здоровье".
Объектом инновационных действий в изменяющейся, развивающейся
школе становится и управленческая деятельность. Одну из
управленческих задач видим в том, чтобы помочь учителю
открыть экологический компонент в своем предмете, помочь
понять, что его актуализация обогащает преподаваемый курс,
углубляет сущностные позиции любого предмета. Тогда создается
неформальная внутренняя мотивация учителя к творческой
деятельности инновационного характера, которая поддерживается
различными средствами стимулирования (доплатами, свободным
временем, продвижением в ходе аттестации и др.), что в
целом способствует повышению качества образовательного
процесса.
Думается, что ЭкО и воспитание в рамках культурологического
подхода привносит новый комплекс педагогических идей,
призванных обновить традиционую систему образования. Присвоение
учащимися системы ценностей, социальных норм, культурных
способов общения с миром обеспечит насущные интересы человека
к биосфере. ЭкО, соединяя эмоционально-ценностный, научно-познавательный,
деятельностный компоненты, приобщает к реалиям жизни,
само становясь определяющим компонентом гуманизации школьного
образования, создает основу для школы будущего.