ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  
"К вопросу о разработке подходов к экологическому воспитанию в школе" Программа Совета 

Силуянова Светлана Викторовна,
заместитель директора
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16" г. Перми

Построение системы ЭкО и воспитания протекает в контексте современной культуры образования. Стремление школы гуманизировать образовательный процесс, рассматривать ученика как высшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утверждать в повседневной реальности ценности достойной жизни - таков путь расширения и обогащения духовного мира личности растущего человека, приобретение способности осознавать жизнь и определять свое отношение к миру как к таковому. Современная образовательная политика гуманизации и гуманитаризации стала реализовываться в школе на основе позиций, несущих для нас определенную новизну, а именно:
· вхождение ребенка в экологическую культуру, формирование основ экологической грамотности;
· экологическое образование не есть только обучение экологии, экологическим знаниям.
Осознание смыслов ЭкО и воспитания педколлективом школы произошло не в один миг. Опыт творческой деятельности учителей складывался из апробации системы воспитательной работы, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность в сотрудничестве с учеными пермских ВУЗов и др. Первые четыре года работы показали: школа состоялась в районе и в городе как опорная, представляя опыт на семинарах, конференциях, фестивалях педагогических достижений. Сложился когнитивный уровень ЭкО, сформировался экологический компонент в вариативной части учебного плана. Апробировав данные инновационные идеи в традиционной образовательной системе школы, мы увидели односторонность, недостаточность научно-познавательного подхода. Жизнь требовала от нас более глубокого и органичного соединения идей гуманизации и гуманитаризации с экологией.
Определив экологизацию образования ключевой идеей развития школы, мы стали своего рода творческой лабораторией (без официального статуса), где коллектив добросовестных и увлеченных учителей в союзе с административной командой приступил к разработке педагогической концепции. Выделим основные концептуальные идеи школы:
1. Миссия школы, занимающейся построением системы ЭкО, - помочь ребенку выйти на путь сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию во взаимодействии с ним, помочь развивающейся личности присвоить ценности и идеалы гуманного человека.
2. Набор общечеловеческих ценностей (жизнь, природа, добро, труд, дом, земля и др.) встраивается в систему ЭкО и воспитания, где экология как категория мировоззренческая представляется неким фокусом культуры, способной преодолеть отчуждение человека от природы, побуждать его к экосообразному поведению.
Таким образом, конкретизируя принципы гуманизации и гуманитаризации, школа начала разработку культурологического подхода к ЭкО.
Реализация своих целей, определенных в соответствии с педагогической концепцией, мы осуществляем в 3-х основных направлениях:
1. Единство эмоционально-ценностного компонента ЭкО в урочной и внеурочной деятельности;
2. Забота о физическом, психическом и нравственном здоровье учащихся;
3. Модернизация традиционного обучения.
Разработка культурологического потенциала ЭкО позволила нашему ОУ найти свою нишу в образовательном пространстве, где педагогическая концепция реализуется через взаимодействие нескольких целевых подпрограмм "Здоровье", "Преображение", "Расти, росток!", "Кадры", ставших тем способом, который содействует вхождению ученика в "поле культуры". Компоненты "поля культуры" стали своеобразными объектами для инновационных действий:
1. Конструирование содержания экологического образования, связанного с актуализацией экологического компонента в предметном содержании базовых и факультативных курсов, кружков системы ДО. Экологические знания при этом не являются самоцелью, это средство для развития экологического мышления учеников, если они эмоционально окрашены. Они накладываются на пробуждаемые в детях интерес и волнение к "очеловеченному" представлению о себе и о мире.
2. Апробация модели воспитательной системы "Экология и культура", большую роль в реализации которой наряду с устоявшимися формами экологического воспитания играет эстетизация, "окультуривание" школьного дома и окружающей его среды;
3. Модернизация методов и приемов здоровьесберегающих технологий:
· освоение методов и приемов здоровьесберегающих технологий;
· организация медико-психолого-педагогического сотрудничества по преодолению синдрома школьной дезадаптации в рамках программы "Здоровье".
Объектом инновационных действий в изменяющейся, развивающейся школе становится и управленческая деятельность. Одну из управленческих задач видим в том, чтобы помочь учителю открыть экологический компонент в своем предмете, помочь понять, что его актуализация обогащает преподаваемый курс, углубляет сущностные позиции любого предмета. Тогда создается неформальная внутренняя мотивация учителя к творческой деятельности инновационного характера, которая поддерживается различными средствами стимулирования (доплатами, свободным временем, продвижением в ходе аттестации и др.), что в целом способствует повышению качества образовательного процесса.
Думается, что ЭкО и воспитание в рамках культурологического подхода привносит новый комплекс педагогических идей, призванных обновить традиционую систему образования. Присвоение учащимися системы ценностей, социальных норм, культурных способов общения с миром обеспечит насущные интересы человека к биосфере. ЭкО, соединяя эмоционально-ценностный, научно-познавательный, деятельностный компоненты, приобщает к реалиям жизни, само становясь определяющим компонентом гуманизации школьного образования, создает основу для школы будущего.

на главную страницу секции
 



  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ