|  
 "Информатизация - необходимое условие модернизации 
образования" Уважаемые коллеги!
 Мы с Вами вновь начинаем интересную и увлекательную работу в Пермском августовском 
виртуальном педагогическом совете 2002 г. (@ПП-2002). В этом году его задачей 
с одной стороны является усиление (в первую очередь за счет технических возможностей) 
мероприятий "реального" августовского педагогического совета, и с другой стороны 
- стимулирование процесса создания единого информационно-методического пространства 
городской системы образования. "Кто владеет информацией, тот владеет миром..." - справедливость этого утверждения 
трудно отрицать. Поэтому практически все руководители современных образовательных 
учреждений (ОУ) стремятся приблизить к совершенству процесс хранения информации 
и облегчить доступ к ней. Выпускники наших учебных заведений уже относятся к поколению, 
в чьем сознании закладывается необходимость применения глобальной информационной 
сети - Интернет во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре, 
общении со сверстниками, отдыхе и т.д.). Если в учебном заведении, как говорится, "дела в порядке", то ни у кого из сотрудников 
или педагогов не возникает проблем с поиском нужного пособия, учебника или электронного 
файла, а, значит, они всегда могут обратиться к той информации, которая им необходима 
для решения текущей задачи.
 Однако действительность, как это нередко бывает, далека от идеала. Во многих ОУ, 
к сожалению, дела обстоят совсем не так, как этого хотелось бы их руководителям. 
Документы хранятся, где и как попало, а нужный учебный материал не найдешь "днем 
с огнем"... А ведь уже сегодня будущее любого ОУ во многом, если не во всем, зависит 
от его способности своевременно реагировать на постоянно возникающие изменения 
ситуации в социальной сфере. Поэтому, не смотря на трудности с финансированием 
в этом учебном году, мы, как и прежде, будем уделять пристальное внимание процессу 
информатизации городской системы образования, т.к. видим неоспоримые плюсы этого 
процесса. С этой целью с 2001 г. в рамках Программы развития системы образования 
до 2005 г., принятой городской Думой (решение № 141 от 2 декабря 2000 г.) на городском 
уровне образования реализуется Проект создания системы 
управления знаниями (zip - 21Кб), основным рабочим звеном которой 
является информационная служба ОУ. Можно выделить, чем отличается г. Пермь в положительную 
сторону от других регионов России в сфере информатизации.
 1. С 1998 г. проведено законодательно решение о создании и финансировании из городского 
бюджета школьных информационных служб (медиацентров), которые сейчас функционируют 
не только в школах, но и в учреждениях дополнительного и дошкольного образования 
(См. Типовое положение о школьной информационной службе 
(zip-54 Кб)).
 2. Наш город является тем редким местом на карте России, где любая школа, оснащенная 
соответствующим оборудованием и укомплектованная техническим персоналом, имеет 
бесплатный доступ в Интернет (в этом учебном году в объеме 30 часов в месяц). 
У нас на сегодняшний день таких учреждений - 100. Естественно финансирование этого 
ресурса так же ведется из городского бюджета.
 3. Сегодня мы видим, что из регионов России только в Перми 2-й раз подряд существует 
свой сайт виртуального педагогического совета. Надеюсь, через год поучаствовать 
в @ПП-2003.
 4. На протяжении нескольких лет информационные службы ОУ г. Перми, объединив усилия, 
ведут целенаправленную работу по организации школьного Интернет-сообщества через 
систему городских конкурсов, научно-практических конференций для учащихся и педагогов, 
проводимых под руководством Комитета по образованию и науке городской Администрации 
и Центра развития образования. В результате этой работы создан Пермский 
Интернет Клуб - объединение образовательных учреждений города Перми, 
которые на добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет 
и работать в глобальной сети. Этот клуб - активный и постоянный участник всех 
конкурсов социально значимых проектов, проводимых в нашем регионе (включая конкурсы 
Приволжского федерального округа), получил ряд грандов для реализации этих проектов. 
В данный момент Клуб выполняет проект по развитию дистанционного обучения, имеющего 
важное значение для системы образования Пермской области.
 5. Система образования г. Перми единственная в России (по крайне мере, о других 
примерах нам неизвестно) ежегодно выпускает компакт-диск "Пермское школьное Интернет-сообщество", 
содержащий мультимедийные презентации школ и справочную информацию об образовательных 
Интернет-ресурсах города. Как мы и предполагали, данный диск стал мощным стимулирующим 
фактором для внедрения в школах г. Перми информационных технологий и хорошим учебным 
пособием для начинающих. Сейчас на диске содержится информация о 22-х образовательных 
учреждениях, отражающая ход выполнения образовательных проектов. Ожидаем резкого 
увеличения числа учреждений, представивших о себе информацию в следующей версии. 
В этом году диск будет посвящен юбилею Перми и будет дополнен краеведческими данными 
о Прикамье.
 6. В нашем городе ежегодно на базе Дворца творчества юных проходит городская научно-практическая 
конференция учащихся и учителей "Интернет 
и общество", которая посвящена гуманитарным аспектам развития глобальной 
сети. Впервые на этой конференции применен инновационный подход - сочетание "реальных" 
и "виртуальных" мероприятий, которые друг друга взаимно усиливают. Впоследствии 
такой подход стал применяться на областной выставке "Образование и карьера", других 
конференциях и форумах, в частности, на областной конференции по краеведению в 
гимназии № 4, городской научно-творческой конференции "200-летие В.И.Даля. Предки. 
Современники. Потомки" в школе № 68, молодежной культуроведческой конференции 
"Родовое сознание 
и духовное предпринимательство" в гимназии № 11 им. С.П.Дягилева, 
фестивале школьной прессы в лицее № 3.
 7. В последние годы заметны достижения Пермских школьников на Всероссийской олимпиаде 
по информатике. Так, в прошедшем учебном году ученики школы № 9 г. Перми заняли 
1-е место, так же дипломом отмечено участие областной физико-математической школы 
№ 146 в этом мероприятии. Хорошую тренировку получают будущие победители олимпиад 
на наших конкурсах "Информашка" и городской заочно-очной олимпиаде по базовому 
курсу информатики. Безусловно, достигнутые результаты нужно закрепить в следующем 
году.
 8. С каждым годом увеличивается число ОУ г. Перми, принимающих участие различных 
телекоммуникационных проектах, проводимых федерацией Интернет-образования, институтом 
"Открытое общество" и т.д. Традиционно здесь показывают хорошие результаты гимназия 
№ 4, Лицей № 3 и школа № 136. В прошедшем учебном году гимназией № 2 был организован 
наш городской телекоммуникационный проект "Виртуальный ботанический сад".
 9. Радует то, что начался процесс создания сайтов районных управлений образования 
г. Перми. Так, сейчас в Интернете находятся сайты Орджоникидзевского 
районного отдела образования и Мотовилихинского 
комитета по образованию. Мы ждем появления сайтов у других районов.
 10. Нельзя не сказать о постоянно увеличивающемся количестве Web-страниц школ 
г. Перми на сайте Центра развития образования, 
которые создаются при активном участии учащихся. В данный момент их 43. Хочется 
отметить хороший дизайн и большую информативность Web-страниц гимназии 
№ 11 им. С.П.Дягилева,  гимназии 
№ 4 им. Братьев Каменских, Лицея 
№ 3, гимназии 
№ 2, школы № 136 
и многих других.
 11. Стоит отметить, что ряд ОУ г. Перми активно используют дистанционные формы 
обучения школьников, применяют Интернет для общения со своими зарубежными сверстниками. 
К ним относятся гимназия № 11 им. С.П.Дягилева, школа № 22, школа 
№ 136, лицей № 1 при ПГТУ и др.
 Очень важно, чтобы в процесс модернизации образования были вовлечены все ОУ Перми. 
Городской комитет по образованию и науке ведет в этом направлении постоянную работу, 
уделяя пристальное внимание развитию информационных служб ОУ. Это утверждение 
отражается в цифрах следующим образом (данные на 2002/2003 учебный год являются 
планируемыми):
 
|  | Создание школьных информационных служб (медиацентров): 1997/98 уч. г. - 5
 1998/99 уч. г - 27
 1999/00 уч. г. - 32
 2000/01 уч. г. - 42
 2001/02 уч. г. - 61
 2002/03 уч. г. - 70
 |  
|  | Оборудование постов электронной почты в образовательных учреждениях: 1997/98 уч. г. - 48
 1998/99 уч. г. - 54
 1999/00 уч. г. - 68
 2000/01 уч. г. - 70
 2001/02 уч. г. - 100
 2002/03 уч. г. - 130
 
 |  
|  | Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений: 1997/98 уч. г. - 2
 1998/99 уч. г. - 5
 1999/00 уч. г. - 17
 2000/01 уч. г. - 23
 2001/02 уч. г. - 43
 2002/03 уч. г. - 50
 
 |  Конечно, этот рост является заслугой в первую очередь руководителей информационных 
служб, ответственных за информатизацию в каждом районе. Выделим некоторых из них: 
Ленинский район - руководитель школьной информационной службы гимназии № 11 Димов 
В.А., руководитель школьной информационной службы гимназии № 17 Конюхов М.И.; 
Индустриальный район - заместитель директора лицея № 3 Былинкина В.Г., руководитель 
школьной информационной службы школы № 136 Самосущев В.Л.; Дзержинский район - 
заместитель директора гимназии № 4 Нефедова Л.В., руководитель методобъединения 
учителей информатики Олейник Л.Н.; Мотовилихинский район - директор информационно-аналитического 
центра - Шаврин В.И., заместитель директора гимназии № 7 Балахнина Е.А.; Кировский 
район - учитель информатики школы № 68 Воронина Т.А., руководитель школьной информационной 
службы школы № 87 Павлова Н.А.; Орджоникидзевский район - руководитель школьной 
информационной службы школы № 45 Арланова Т.Н., учитель информатики лицея № 5 
Петрова Т.М.; Свердловский район - руководитель школьной информационной службы 
школы № 96 Гаврилов А.В., заместитель директора профессионального лицея № 1 Аспидов 
В.В.; городское подчинение - директор школьной информационной службы школы № 22 
Балонов И.М., учитель информатики школы № 9 Шульгина Г.М. Хотелось также отразить, что на сайте @ПП-2002 в этом году размещено много материалов 
от учителей-предметников, к их вовлечению в процесс информатизации мы очень стремились 
в последние годы. Надеюсь, что этот сайт, находясь в Интернет в течение всего 
учебного года, будет пополняться их работами и станет важным элементом системы 
управления знаниями образования города*. Я лично попытаюсь изучить все информационные 
материалы, помещенные на сайте @ПП-2002. Наиболее интересные из них будут рекомендованы 
для изучения другим образовательным учреждениям.
 В заключении, уважаемые коллеги, позвольте поздравить Вас с Днем знаний, пожелать 
творческих успехов, осуществления замыслов, интересных уроков и талантливых учеников!
 
 Большое спасибо Вам за работу!
 _______________________ *Краткая справка о количественном составе городской системы образования:
 - 165 общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии);
 - 209 дошкольных образовательных учреждений;
 - 48 учреждений дополнительного образования (дома творчества юных, станции юных 
техников, спортивные школы, оздоровительные центры и пр.);
 - 10 учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 - 2 профессиональных училища;
 - 2 учреждения дополнительного образования для взрослых.
 
 Мне интересно узнать ваше 
мнение. 
 |