Настоящий доклад обращен ко всем, кому не безразлична судьба народной
традиционной культуры в современном обществе. Один из необходимых
путей в этом направлении - воспитание, подготовка квалифицированных
кадров, в частности, будущих преподавателей музыкально-этнографических
дисциплин, руководителей фольклорных коллективов.
Сегодня можно констатировать большой интерес разных слоев населения,
представителей различных возрастных групп к своим корням, к народной
традиционной культуре родного края. В Пермской области на протяжении
нескольких лет наблюдается рост общественного интереса к краеведческой
теме, сформировалось детско-юношеское фольклорное движение, около
40 фольклорных коллективов ведут творческую деятельность. С 1991
в г. Перми значительно активизировалась работа по пропаганде народной
культуры: проводятся всероссийские и областные фольклорные фестивали,
научно-практические конференции, стажировки руководителей фольклорных
коллективов и преподавателей традиционной народной культуры и
т.д. Одним из результатов этой работы стало открытие в 1995 г.
первого в Пермской области фольклорного отделения в ДШИ г. Нытва.
Сегодня формируются, проходят апробацию фольклорные отделения
еще нескольких школ (г. Пермь, п. Полазна, г. Оханск и др.). Перед
выпускниками этих отделений, участниками фольклорных ансамблей
ДМШ города и области встает серьезная проблема продолжения обучения
в этом направлении.
В Пермских государственных вузах, имеющих музыкальные факультеты
(педуниверситет, институт искусств и культуры) читаются лекционные
курсы по фольклору, ведется экспедиционная практика, идет практическое
освоение фольклора в студенческих ансамблях. Сегодня пермские
вузы, к сожалению, не решают проблему глубокой, серьезной, профессиональной
подготовки специалистов по музыкальному фольклору. Тем не менее,
известные российские вузы имеют уже многолетний опыт воспитания
высококвалифицированных фольклористов (Санкт-Петербургская гос.
консерватория, Московская гос. консерватория, Московская гос.
академия им. Гнесиных, Уральская гос. консерватория, Вологодский
гос. педуниверситет, Барнаульский гос. институт искусств и культуры
и др.). Подготовка профессионалов до 2002 года велась в рамках
специальности "музыковедение" (051000) как специализация
(051001). Активная образовательная деятельность этих вузов, и
главным образом, преподавательского состава СПбГ Консерватории,
сделала возможным утверждение отдельной специальности "этномузыкология"
(054000) министерствами образования и культуры РФ.
Итак, современный молодой человек, выпускник фольклорного отделения
или участник фольклорного ансамбля ДМШ, ДШИ Перми и Пермской области,
желающий продолжить образование в этом направлении, в будущем
получить специальность этномузыколога сталкивается с серьезной
проблемой. Как известно, музыкальное образование в России имеет
трехступенчатую структуру. Для поступления в музыкальный вуз необходимо
среднее специальное образование.
В г. Перми работают: музыкальное и муз.-пед. училище, а также
колледж искусств и культуры. Колледж сегодня не готовит специалистов
по музыкальному фольклору. Музыкально-педагогическое училище с
1996 г. имеет возможность готовить выпускников по специальности
"народное творчество", в группы с этой специальностью
набирают абитуриентов без начального музыкального образования.
По окончании они получают квалификацию руководитель фольклорного
ансамбля.
Музыкальное училище уже в 1988 открыло специализацию по фольклору
в рамках теоретического отделения. Выпускники имеют возможность
получить квалификацию преподавателя музыкального фольклора, руководителя
фольклорного коллектива. В свете современной ситуации такой специализации
уже недостаточно. С официальным утверждением специальности этномузыколога
появилась необходимость открытия музыкально-этнографического отделения
с комплексной подготовкой фольклористов и в будущем - этномузыкологов.
В пермском музыкальном училище сегодня есть достаточно основательная
база для этого:
- глубокие традиции, высокий уровень профессионализма в старейшем
музыкальном учебном заведении г. Перми;
- разработана авторская программа и ведется несколько лет расширенный
курс "Русское народное песенное творчество";
- 29 лет ведется экспедиционная работа по сбору фольклорно-этнографического
материала традиций Пермской области;
- сформирован фонд музыкально-этнографических материалов;
- с 1998 г. работает лаборатория музыкального фольклора, которая
ведет научную систематизацию, изучение и публикацию материалов
фонда;
- с 1974 г. ведет творческую деятельность студенческий фольклорный
ансамбль "Лебедь белая", который практически осваивает
певческие традиции Прикамья;
- в 2000 г. выпускниками ПМУ (получившими фольклорную специализацию
в вузах Санкт-Петербурга) был создан базовый фольклорный ансамбль
"Свестье", который профессионально представляет певческие
традиции Прикамья на российском и международном уровне;
- многие выпускники музыкального училища с фольклорной специализацией
работают в сфере музыкального фольклора как исследователи, преподаватели,
руководители фольклорных коллективов в Перми, Пермской области
и городах России;
- лаборатория музыкального фольклора осуществляет научные связи
с центром этнолингвистики ПГПУ, историческим факультетом ПГУ,
а также с российскими вузами и фольклорно-этнографическими центрами
г. Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, и др.;
- в г. Перми есть круг специалистов, которые могут выполнить задачу
функционирования музыкально-этнографического отделения, обеспечивая
три основных направления образовательного процесса: музыкальная
фольклористика, история и этнография, этнолингвистика.
В ближайшее время предстоит серьезная работа по выработке образовательной
программы музыкально-этнографического отделения Пермского музыкального
училища. Определенный круг специальных предметов, апробированных
в рамках специализации, должен быть доработан и во многом расширен,
соответственно требованиям отделения.
В связи с открытием отделения мы видим ряд следующих проблем,
среди которых основные:
1. Выработка стандартов для средних специальных учебных заведений.
2. Определение цикла предметов специальных дисциплин музыкально-этнографического
отделения.
3. Выработка требований выпускных экзаменов отделения.
На основе опыта работы по фольклорной специализации в ПМУ, мы
можем внести предложения по выработке стандартов для музыкально-этнографических
отделений средних специальных учебных заведений. Учебный план
музыкально-этнографического отделения должен включать основные
циклы общеобразовательных и музыкально-теоретических дисциплин
в соответствии с учебными стандартами средних специальных заведений.
Раздел "цикл специальных дисциплин" на наш взгляд должен
включать следующие предметы:
Мы надеемся на сотрудничество и методическую помощь
специалистов вузов России и, главным образом, СПбГК и Санкт-Петербургского
фольклорно-этнографического центра МК РФ.
Сотрудники лаборатории музыкального фольклора ПМУ обращаются
к преподавателям средних специальных музыкальных учебных заведений,
заинтересованных в открытии музыкально-этнографических отделений,
с просьбой откликнуться на поставленные проблемы с конкретными
предложениями, поделиться своим опытом в этой работе. Ждем вас
на нашем сайте: http://ced.perm.ru/pmu/folk