ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

К проблеме создания музыкально-этнографического отделения в Пермском музыкальном училище

Программа Совета 

  Никулина Жанна Геннадьевна,
доцент, преподаватель
Пермского музыкального училища,
заслуженный работник культуры РФ

pmu@perm.ru




Настоящий доклад обращен ко всем, кому не безразлична судьба народной традиционной культуры в современном обществе. Один из необходимых путей в этом направлении - воспитание, подготовка квалифицированных кадров, в частности, будущих преподавателей музыкально-этнографических дисциплин, руководителей фольклорных коллективов.
Сегодня можно констатировать большой интерес разных слоев населения, представителей различных возрастных групп к своим корням, к народной традиционной культуре родного края. В Пермской области на протяжении нескольких лет наблюдается рост общественного интереса к краеведческой теме, сформировалось детско-юношеское фольклорное движение, около 40 фольклорных коллективов ведут творческую деятельность. С 1991 в г. Перми значительно активизировалась работа по пропаганде народной культуры: проводятся всероссийские и областные фольклорные фестивали, научно-практические конференции, стажировки руководителей фольклорных коллективов и преподавателей традиционной народной культуры и т.д. Одним из результатов этой работы стало открытие в 1995 г. первого в Пермской области фольклорного отделения в ДШИ г. Нытва. Сегодня формируются, проходят апробацию фольклорные отделения еще нескольких школ (г. Пермь, п. Полазна, г. Оханск и др.). Перед выпускниками этих отделений, участниками фольклорных ансамблей ДМШ города и области встает серьезная проблема продолжения обучения в этом направлении.
В Пермских государственных вузах, имеющих музыкальные факультеты (педуниверситет, институт искусств и культуры) читаются лекционные курсы по фольклору, ведется экспедиционная практика, идет практическое освоение фольклора в студенческих ансамблях. Сегодня пермские вузы, к сожалению, не решают проблему глубокой, серьезной, профессиональной подготовки специалистов по музыкальному фольклору. Тем не менее, известные российские вузы имеют уже многолетний опыт воспитания высококвалифицированных фольклористов (Санкт-Петербургская гос. консерватория, Московская гос. консерватория, Московская гос. академия им. Гнесиных, Уральская гос. консерватория, Вологодский гос. педуниверситет, Барнаульский гос. институт искусств и культуры и др.). Подготовка профессионалов до 2002 года велась в рамках специальности "музыковедение" (051000) как специализация (051001). Активная образовательная деятельность этих вузов, и главным образом, преподавательского состава СПбГ Консерватории, сделала возможным утверждение отдельной специальности "этномузыкология" (054000) министерствами образования и культуры РФ.
Итак, современный молодой человек, выпускник фольклорного отделения или участник фольклорного ансамбля ДМШ, ДШИ Перми и Пермской области, желающий продолжить образование в этом направлении, в будущем получить специальность этномузыколога сталкивается с серьезной проблемой. Как известно, музыкальное образование в России имеет трехступенчатую структуру. Для поступления в музыкальный вуз необходимо среднее специальное образование.
В г. Перми работают: музыкальное и муз.-пед. училище, а также колледж искусств и культуры. Колледж сегодня не готовит специалистов по музыкальному фольклору. Музыкально-педагогическое училище с 1996 г. имеет возможность готовить выпускников по специальности "народное творчество", в группы с этой специальностью набирают абитуриентов без начального музыкального образования. По окончании они получают квалификацию руководитель фольклорного ансамбля.
Музыкальное училище уже в 1988 открыло специализацию по фольклору в рамках теоретического отделения. Выпускники имеют возможность получить квалификацию преподавателя музыкального фольклора, руководителя фольклорного коллектива. В свете современной ситуации такой специализации уже недостаточно. С официальным утверждением специальности этномузыколога появилась необходимость открытия музыкально-этнографического отделения с комплексной подготовкой фольклористов и в будущем - этномузыкологов. В пермском музыкальном училище сегодня есть достаточно основательная база для этого:
- глубокие традиции, высокий уровень профессионализма в старейшем музыкальном учебном заведении г. Перми;
- разработана авторская программа и ведется несколько лет расширенный курс "Русское народное песенное творчество";
- 29 лет ведется экспедиционная работа по сбору фольклорно-этнографического материала традиций Пермской области;
- сформирован фонд музыкально-этнографических материалов;
- с 1998 г. работает лаборатория музыкального фольклора, которая ведет научную систематизацию, изучение и публикацию материалов фонда;
- с 1974 г. ведет творческую деятельность студенческий фольклорный ансамбль "Лебедь белая", который практически осваивает певческие традиции Прикамья;
- в 2000 г. выпускниками ПМУ (получившими фольклорную специализацию в вузах Санкт-Петербурга) был создан базовый фольклорный ансамбль "Свестье", который профессионально представляет певческие традиции Прикамья на российском и международном уровне;
- многие выпускники музыкального училища с фольклорной специализацией работают в сфере музыкального фольклора как исследователи, преподаватели, руководители фольклорных коллективов в Перми, Пермской области и городах России;
- лаборатория музыкального фольклора осуществляет научные связи с центром этнолингвистики ПГПУ, историческим факультетом ПГУ, а также с российскими вузами и фольклорно-этнографическими центрами г. Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, и др.;
- в г. Перми есть круг специалистов, которые могут выполнить задачу функционирования музыкально-этнографического отделения, обеспечивая три основных направления образовательного процесса: музыкальная фольклористика, история и этнография, этнолингвистика.
В ближайшее время предстоит серьезная работа по выработке образовательной программы музыкально-этнографического отделения Пермского музыкального училища. Определенный круг специальных предметов, апробированных в рамках специализации, должен быть доработан и во многом расширен, соответственно требованиям отделения.
В связи с открытием отделения мы видим ряд следующих проблем, среди которых основные:
1. Выработка стандартов для средних специальных учебных заведений.
2. Определение цикла предметов специальных дисциплин музыкально-этнографического отделения.
3. Выработка требований выпускных экзаменов отделения.
На основе опыта работы по фольклорной специализации в ПМУ, мы можем внести предложения по выработке стандартов для музыкально-этнографических отделений средних специальных учебных заведений. Учебный план музыкально-этнографического отделения должен включать основные циклы общеобразовательных и музыкально-теоретических дисциплин в соответствии с учебными стандартами средних специальных заведений. Раздел "цикл специальных дисциплин" на наш взгляд должен включать следующие предметы:
Название дисциплин и видов учебной работы Объем работы в часах Формы итогового контроля
    всего групп инд  
1 Теория музыкального фольклора 298 288 10 гос. экзамен
2 История фольклористики 72 72   экзамен
3 Класс фольклорного ансамбля 586 576 10 гос. экзамен
4 Традиционный вокал (сольное пение) 36 36    
5 Этнография 144 144   экзамен
6 Этнопедагогика 36 36   зачет
7 Народные музыкальные инструменты 36 36   зачет
8 Слушание музыкального фольклора 144 144   зачет
9 Диалектология 36 36   зачет
10 Фольклор и этнография народов Прикамья 72 72   зачет
11 Расшифровка и анализ народной песни 72 72   зачет
12 Методика преподавания фольклора 72 72   зачет
13 Методика работы с фольклорным ансамблем 36 36   зачет
14 Методика экспедиционной работы 36 36   зачет
15 Методика редакторской работы 36 36   зачет
16 Основы архивного хранения 36 36    
17 Техника звукозаписи и видеосъемки 36 36    
18 Учебно-производственная практика:Музыкально-этнографическая (фольклорная экспедиция) 480 480   экзамен
19 Педагогическая 40 40   гос. экзамен
20 Исполнительская 50 25 25 зачет
21 Курсовые работы 12 12   защита
22 Факультативы:Народное прикладное творчество 72 36 36  
23 Практическое освоение народных инструментов 35 35    
  ВСЕГО: 2473 2197 276  

Мы надеемся на сотрудничество и методическую помощь специалистов вузов России и, главным образом, СПбГК и Санкт-Петербургского фольклорно-этнографического центра МК РФ.
Сотрудники лаборатории музыкального фольклора ПМУ обращаются к преподавателям средних специальных музыкальных учебных заведений, заинтересованных в открытии музыкально-этнографических отделений, с просьбой откликнуться на поставленные проблемы с конкретными предложениями, поделиться своим опытом в этой работе. Ждем вас на нашем сайте: http://ced.perm.ru/pmu/folk

 

 
написать модератору
библиотека совета
участники совета

 





  КОММЕНТАРИИ

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

School banner network

School banner network





  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru