ПЕРМСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 
2003
ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
ЛАБОРАТОРИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЦРО

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, (Пигилев Олег Алексеевич, Димов Вячеслав Анатольевич)

 

 





Информатизация управления образованием - необходимое условие повышения качества образовательных услуг

 

Карпушин Николай Яковлевич
Председатель Комитета по образованию и науке администрации г. Перми

"Кто владеет информацией, тот владеет миром..." - справедливость этого утверждения трудно отрицать. Поэтому практически все руководители образовательных учреждений (ОУ) стремятся, в той или иной мере, автоматизировать процесс хранения информации, облегчить доступ к ней и повысить уровень ее достоверности. Процесс внедрения новых информационных технологий (НИТ) в управление ОУ разбивается на пять направлений:

  1. Мониторинг качества образовательных услуг и автоматизация сбора статистиче-ских данных.
  2. Внедрение электронного документооборота.
  3. Автоматизация хранения сведений о кадрах.
  4. Электронный учет состояния зданий, коммуникаций, оборудования и материалов.
  5. Автоматизация бухгалтерского учета.

Все эти направления тесно взаимосвязаны, и западание одного из них тормозит функционирование всех остальных. Однако на сегодняшний день можно говорить только о более менее удовлетворительном состоянии автоматизации бухгалтерского учета в наших школах. Реализация первых четырех направлений до последнего времени в ОУ г. Перми не носила системного характера. Естественно здесь имеются объективные причины: эти направления очень финансово емкие (нужна современная компьютерная техника, сетевое оборудование, подготовка кадров); отсутствует единый стандарт программного обеспечения для указанных целей (уже не один год проводятся федеральные и областные конкурсы на разработку информационных систем, но пока их результаты слабо заметны); нет стабильного контингента работников ОУ, проводящих информатизацию (большая текучесть кадров в этой сфере). Но есть и субъективные факторы: неготовность многих руководителей к системной работе по информатизации управления ОУ (нежелание и непонимание необходимости нововведений); нежелание завучей тратить время и силы на освоение новых технологий; отсутствие гибкой системы поощрения сотрудников реализующих новые идеи по внедрению НИТ.

Кроме того, отсутствие единого плана информатизации управления ОУ на городском уровне: привело к внедрению разных информационных систем. Так, в школах Мотовилихинского района в последние годы внедрялся программный комплекс "Офис школы", разработанный городским информационно-аналитическим центром. А в школах Орджоникидзевского и Кировского районов внедрялась интегрированная система "Школа", разработанная при участии Центра развития образования г. Перми (ЦРО). Остальные районы оставались в роли наблюдателей. Все перечисленные выше причины привели к тому, что в нашем мегаполисе можно указать лишь несколько школ, где информатизация управления находится на долж-ном уровне: школа № 145, лицеи №№ 1 и 3, гимназия № 4.

Тем не менее, в сложных современных условиях (нерегулярное финансирование, вы-сокая текучесть кадров, постоянное обновление учебных программ, нормативно-правовых документов и т.д.) со школ никто не снимает ответственности за качество их основных услуг: производство знаний учащихся, социализация и здоровьесбережение детей, увеличение роли семьи в воспитании школьников. Опыт передовых стран показывает, что улучшить качество предоставляемых услуг невозможно без широкой информатизации управления ОУ.

Именно поэтому нам предстоит в ближайшее время сосредоточить свои усилия на реализации первых четырех направлений, обозначенных в начале. Безусловно, необходимо при этом использовать уже имеющийся у нас опыт и освоенные ресурсы. Так, в качестве модели реализации информационной системы управления учебным заведением целесообразно выбрать хорошо апробированную и работающую систему в школе № 145 г. Перми. Очень важен уровень работы районного органа управления образованием, компьютеризацию которых нужно завершить в ближайшее время, взяв на вооружение и доработав схему взаимодействия между ОУ и отделом образования Орджоникидзевского района.

Наш город является тем редким местом на карте России, где любая школа, оснащен-ная соответствующим оборудованием и укомплектованная техническим персоналом, имеет бесплатный доступ в Интернет (в этом учебном году в объеме 30 часов в месяц). У нас на сегодняшний день таких учреждений - 130. В этих школах также функционируют посты электронной почты. Естественно финансирование этого ресурса так же ведется из городско-го бюджета.

Оборудование постов электронной почты в ОУ, имеющих выход в Интернет:
1997/98 уч. г. - 48
1998/99 уч. г. - 54
1999/00 уч. г. - 68
2000/01 уч. г. - 70
2001/02 уч. г. - 100
2002/03 уч. г. - 130

Большую роль в оптимизации информационных сетей и решении перечисленных задач могут сыграть созданные во многих ОУ школьные информационные службы (медиацентры), укомплектованные квалифицированными кадрами:

Создание школьных информационных служб (медиацентров) в г. Перми:
1997/98 уч. г. - 5
1998/99 уч. г - 27
1999/00 уч. г. - 32
2000/01 уч. г. - 42
2001/02 уч. г. - 61
2002/03 уч. г. - 67

Благодаря усилиям этих подразделений в Перми единственном из регионов России в 3-й раз подряд существует свой сайт августовского виртуального педагогического совета (@ПП-2003). Надеемся, что эта традиция будет продолжена в следующие годы. Радует то, что начался процесс создания сайтов районных управлений образования г. Перми. Так, сейчас в Интернете находятся сайты Орджоникидзевского районного отдела образования и Мотовилихинского комитета по образованию. Мы ждем появления сайтов у других районов. Нельзя не сказать о постоянно увеличивающемся количестве Web-страниц школ г. Перми на сайте ЦРО, которые создаются при активном участии учащихся. В данный момент их 50. Хочется отметить хороший дизайн и большую информативность Web-страниц школы № 145, гимназии № 11 им. С.П.Дягилева, гимназии № 4 им. Братьев Каменских, Лицея № 3, гимназии № 2 и многих других.

Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений:
1997/98 уч. г. - 2
1998/99 уч. г. - 5
1999/00 уч. г. - 17
2000/01 уч. г. - 23
2001/02 уч. г. - 43
2002/03 уч. г. - 50

Ряд ОУ г. Перми активно используют дистанционные формы обучения школьников, применяют Интернет для общения со своими зарубежными сверстниками. К ним относятся гимназия № 11 им. С.П.Дягилева, школа № 22, школа № 136, лицей № 1 при ПГТУ и др.

На протяжении нескольких лет информационные службы ОУ г. Перми, объединив усилия, ведут целенаправленную работу по организации школьного Интернет-сообщества через систему городских конкурсов, научно-практических конференций для учащихся и педагогов, проводимых под руководством комитета по образованию и науке городской администрации (ГКОН) и Центра развития образования. В результате этой работы создан Пермский Интернет Клуб - объединение образовательных учреждений города Перми, которые на добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет и работать в глобальной сети. Система образования г. Перми единственная в России (по крайне мере, о других примерах нам неизвестно) ежегодно формирует компакт-диск "Пермское школьное Интернет-сообщество", содержащий мультимедийные презентации школ и справочную информацию об образовательных Интернет-ресурсах города. Как мы и предполагали, данный диск стал мощным стимулирующим фактором для внедрения в школах г. Перми информационных технологий и хорошим учебным пособием для начинающих. Сейчас на диске содержится информация о 22-х образовательных учреждениях, отражающая ход выполнения образовательных проектов. Ожидаем резкого увеличения числа учреждений, представивших о себе информацию в следующей версии. В этом году диск посвящен 280-летию Перми и дополнен краеведческими данными о Прикамье.

ОУ г. Перми активно участвуют в реализации различных коммуникационных проектах. Например, многоуровневый проект "Информатизация - приоритетное направление в образовании", выполняемый школами №№ 27, 63, 65, 68 Кировского района, высоко оценен пермскими учеными и говорит о готовности и хорошем потенциале наших учреждений в сфере информатизации своей деятельности.

Все перечисленное будет являться заделом и ресурсом для более трудоемкой задачи - создания многоцелевой информационной системы управления ОУ. Естественно для достижения объявленной цели мы не можем (из-за временных и финансовых ограничений) изобретать свой доморощенный продукт, а должны использовать многократно внедренные в других сферах компоненты информационных систем фирмы Microsoft corp. такие, как уже знакомое пользователям программное обеспечение MS Office 2000/XP; операционную систему MS Windows 2000/XP; серверные платформы MS Windows 2000 Server (SQL - для СУБД, BizTalk - для процессов делопроизводства, SharePoint - для автоматизированного документооборота), не заставляя людей изучать новый инструментарий; MS Exchange для организации корпоративной почтовой системы. Большое значение будет иметь Интернет-портал системы образования г. Перми, созданный на базе MS Internet Information Services, для объединения информационных ресурсов ОУ и доведения информации внешним организациям, родителям и просто интересующимся пользователям сети Интернет. В ближайшее время Интернет-порталы как инструменты государственного управления в соответствии с федеральной программой "Электронная Россия" будут широко внедряться в государственных учреждениях. Один из разработчиков этих систем Центр информационных и финансовых технологий г. Екатеринбург предложил нам свою помощь в реализации данного подхода.

Мы осознаем, что внедрение указанных технологий в управления образованием требует для всех служащих, участвующих в работе с документами, а также директоров и завучей, наличия:

1) средств вычислительной техники, адекватных по производительности внедряемому программному обеспечению документооборота, обязательна 100%-ная оснащенность персональными компьютерами всех работников ОУ, работающих с документами;
2) средств связи адекватной пропускной способности между всеми рабочими местами;
3) автоматизированной системы делопроизводства, использующей программное обеспечение, допускающее переход к электронному документообороту;
4) психологической готовности руководителей к использованию электронных аналогов собственноручной подписи на документе;
5) служб и технических возможностей перевода входящих бумажных документов в электронную форму.
Ряд ключевых компонент создаваемой информационной системы управления ОУ уже созданы: это - программный продукт "Система персонифицированного учета детей и подростков, в отношении которых организованы отдых, оздоровление и временное трудоустройство в летнюю оздоровительную компанию", электронная база данных для мониторинга оборудования и имущества зданий, программа экономики школы; или реализуются через получаемые городской системой образования гранты: программный продукт "Система персонифицированного учета детей, получающих услуги УДО" и программное обеспечение для учета оказываемых услуг в УДО (услуги, оказываемые за бюджетные деньги и платные услуги) в проекте "Введение именного сертификата обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей г. Перми"; программное обеспечение для учета дополнительных платных образовательных услуг в проекте "Переход к системе подушевого финансирования общеобразовательных учреждений г. Перми". Нам предстоит в ближайшее время:

6) превратить Web-страницы школ из "объекта самоутверждения" в элемент Интернет-портала системы образования г. Перми, который содержит строго достоверную информацию, являющуюся необходимым ресурсом для принятия эффективных управленческих решений;
7) Web-страницы должны содержать ценную информацию (электронные учебные планы, программы, перечень дополнительных образовательных услуг и т.п.) для родителей, учащихся, ищущих место обучения, потенциальных партнеров ОУ в нашей стране и зарубежом. В городе должны быть организации-кординаторы работ по информатизации управления ОУ:
8) ЦРО будет заниматься поиском и реализацией перспективных (разовых) проектов и грантов городского и регионального уровня (например, таких как проект модернизации образования Международного банка реконструкции и развития);
9) городской информационно-аналитический центр должен реструктурировать свою работу, сориентировав ее на реальное функционирование (сбор статистической информации, наполнение городских баз данных и т.д.). Требуется существенное изменение подходов к своей работе руководителей районного уровня и директоров ОУ:
10) директора должны в полной мере овладеть коммуникационными технологиями (например, руководители современных фирм, придя на работу, просматривают свой ящик электронной почты; заходят на сайт вышестоящей организации, отслеживая появления новых распоряжений и нормативных документов);
11) предстоит ввести систему электронных дистанционных совещаний председателя ГКОН и руководителей районных управлений образованием, с передачей видеоизображения. На уровне ОУ нам предстоит:
12) внедрить программу экономики школы, отслеживающей тотальный учет денежных средств (поступления от дополнительных платных услуг и реализации грантов, средства попечительских советов и т.д.);
13) по возможности уходить от использования дорогостоящих компьютерных классов к технологиям компьютерной режиссуры урока с применением одного компьютера с мультимедийным проектором особенно при ведении урока учителем-предметником.

Совместное использование систем электронного делопроизводства и документооборота, Интернет-портала позволит систематизировать и объединять информацию, что облегчает ее анализ и составление отчетных документов. Даст возможность поиска скрытых закономерностей в больших массивах данных для принятия более эффективных решений и действий, основанных на соответствующих технологиях извлечения информации из данных. Информационные безбумажные технологии облегчают процесс производства и управления знаниями. Они создадут основу решений, которые обеспечат автоматизированный и централизованный обмен сведениями, извлекая лишь необходимую информацию из всех доступных источников. И, безусловно, что данные цели могут быть достигнуты только при условии совместной работы всех сотрудников, участвующих в информатизации ОУ.

И в заключении хочу выразить уверенность в том, что решение проблем эффективного управления образования напрямую связано с решением проблем информатизации и внедрения так называемых регламентов сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Мы надеемся на вашу помощь!

Скопировать архив этой статьи (article.zip)

 

School banner network
School banner network


  НОВОСТИ, АНОНСЫ

25 августа 2003
Размещена статья "Внедрение НИТ в учебный процесс в системе образования г. Перми"
21 августа 2003
Началась регистрация участников. Внимательно заполните нашу регистрационную форму. Сразу после регистрации в Ваш адрес поступит письмо с регистрационными данными и паролем.
12 августа 2003 Начал свою работу сайт Виртуального педагогического совета г. Перми
10 августа 2003 Выступление Зимина Александра Леонидовича Председателя департамента по образованию О приоритетах развития образовательной системы региона
7 августа 2003
29 августа 2003 г состоится Всероссийское родительское интернет-собрание.
3 августа 2003
Областная виртуальная школа готова предоставить неограниченный БЕСПЛАТНЫЙ доступ ко всем дистанционным курсам школы

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
16 сентября 2002
Обращение губернатора Пермской области Ю.П. Трутнева к участникам Пермской секции III Всероссийского @вгустовского Интернет-педсовета
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина Приветствие Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета

Поздравление Главы Перми Аркадия Каменева в связи с Днем знаний

Губернатор Пермской области Ю.Трутнев и председатель Законодательного собрания Н.Девяткин поздравили жителей Прикамья с Днем знаний


все новости

полный текст манифеста

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

Технический спонсор проекта

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет
Интернет-педсовет в Псковской области

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permon