"Кто владеет информацией, тот владеет миром..." - 
              справедливость этого утверждения трудно отрицать. Поэтому практически 
              все руководители образовательных учреждений (ОУ) стремятся, в той 
              или иной мере, автоматизировать процесс хранения информации, облегчить 
              доступ к ней и повысить уровень ее достоверности. Процесс внедрения 
              новых информационных технологий (НИТ) в управление ОУ разбивается 
              на пять направлений: 
            
              Все эти направления тесно взаимосвязаны, и западание одного из 
                них тормозит функционирование всех остальных. Однако на сегодняшний 
                день можно говорить только о более менее удовлетворительном состоянии 
                автоматизации бухгалтерского учета в наших школах. Реализация 
                первых четырех направлений до последнего времени в ОУ г. Перми 
                не носила системного характера. Естественно здесь имеются объективные 
                причины: эти направления очень финансово емкие (нужна современная 
                компьютерная техника, сетевое оборудование, подготовка кадров); 
                отсутствует единый стандарт программного обеспечения для указанных 
                целей (уже не один год проводятся федеральные и областные конкурсы 
                на разработку информационных систем, но пока их результаты слабо 
                заметны); нет стабильного контингента работников ОУ, проводящих 
                информатизацию (большая текучесть кадров в этой сфере). Но есть 
                и субъективные факторы: неготовность многих руководителей к системной 
                работе по информатизации управления ОУ (нежелание и непонимание 
                необходимости нововведений); нежелание завучей тратить время и 
                силы на освоение новых технологий; отсутствие гибкой системы поощрения 
                сотрудников реализующих новые идеи по внедрению НИТ. 
              Кроме того, отсутствие единого плана информатизации управления 
                ОУ на городском уровне: привело к внедрению разных информационных 
                систем. Так, в школах Мотовилихинского района в последние годы 
                внедрялся программный комплекс "Офис школы", разработанный городским 
                информационно-аналитическим центром. А в школах Орджоникидзевского 
                и Кировского районов внедрялась интегрированная система "Школа", 
                разработанная при участии Центра развития образования г. Перми 
                (ЦРО). Остальные районы оставались в роли наблюдателей. Все перечисленные 
                выше причины привели к тому, что в нашем мегаполисе можно указать 
                лишь несколько школ, где информатизация управления находится на 
                долж-ном уровне: школа № 145, лицеи №№ 1 и 3, гимназия № 4. 
              Тем не менее, в сложных современных условиях (нерегулярное финансирование, 
                вы-сокая текучесть кадров, постоянное обновление учебных программ, 
                нормативно-правовых документов и т.д.) со школ никто не снимает 
                ответственности за качество их основных услуг: производство знаний 
                учащихся, социализация и здоровьесбережение детей, увеличение 
                роли семьи в воспитании школьников. Опыт передовых стран показывает, 
                что улучшить качество предоставляемых услуг невозможно без широкой 
                информатизации управления ОУ. 
              Именно поэтому нам предстоит в ближайшее время сосредоточить 
                свои усилия на реализации первых четырех направлений, обозначенных 
                в начале. Безусловно, необходимо при этом использовать уже имеющийся 
                у нас опыт и освоенные ресурсы. Так, в качестве модели реализации 
                информационной системы управления учебным заведением целесообразно 
                выбрать хорошо апробированную и работающую систему в школе № 145 
                г. Перми. Очень важен уровень работы районного органа управления 
                образованием, компьютеризацию которых нужно завершить в ближайшее 
                время, взяв на вооружение и доработав схему взаимодействия между 
                ОУ и отделом образования Орджоникидзевского района.
               Наш город является тем редким местом на карте России, где любая 
                школа, оснащен-ная соответствующим оборудованием и укомплектованная 
                техническим персоналом, имеет бесплатный доступ в Интернет (в 
                этом учебном году в объеме 30 часов в месяц). У нас на сегодняшний 
                день таких учреждений - 130. В этих школах также функционируют 
                посты электронной почты. Естественно финансирование этого ресурса 
                так же ведется из городско-го бюджета. 
              
                
                  | Оборудование постов электронной почты в ОУ, имеющих выход 
                      в Интернет:1997/98 уч. г. - 48
 1998/99 уч. г. - 54
 1999/00 уч. г. - 68
 2000/01 уч. г. - 70
 2001/02 уч. г. - 100
 2002/03 уч. г. - 130
 |  | 
              
              Большую роль в оптимизации информационных сетей и решении перечисленных 
                задач могут сыграть созданные во многих ОУ школьные информационные 
                службы (медиацентры), укомплектованные квалифицированными кадрами:
              
                 
                  | Создание школьных информационных служб (медиацентров) в 
                      г. Перми:1997/98 уч. г. - 5
 1998/99 уч. г - 27
 1999/00 уч. г. - 32
 2000/01 уч. г. - 42
 2001/02 уч. г. - 61
 2002/03 уч. г. - 67
 |  | 
              
              Благодаря усилиям этих подразделений в Перми единственном из 
                регионов России в 3-й раз подряд существует свой сайт августовского 
                виртуального педагогического совета (@ПП-2003). Надеемся, что 
                эта традиция будет продолжена в следующие годы. Радует то, что 
                начался процесс создания сайтов районных управлений образования 
                г. Перми. Так, сейчас в Интернете находятся сайты Орджоникидзевского 
                районного отдела образования и Мотовилихинского 
                комитета по образованию. Мы ждем появления сайтов у других 
                районов. Нельзя не сказать о постоянно увеличивающемся количестве 
                Web-страниц школ г. Перми на сайте ЦРО, 
                которые создаются при активном участии учащихся. В данный момент 
                их 50. Хочется отметить хороший дизайн и большую информативность 
                Web-страниц школы № 145, 
                гимназии № 11 им. С.П.Дягилева, 
                гимназии № 4 им. Братьев 
                Каменских, Лицея № 
                3, гимназии № 2 и 
                многих других. 
              
                
                  | Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений:1997/98 уч. г. - 2
 1998/99 уч. г. - 5
 1999/00 уч. г. - 17
 2000/01 уч. г. - 23
 2001/02 уч. г. - 43
 2002/03 уч. г. - 50
 |  | 
              
              Ряд ОУ г. Перми активно используют дистанционные формы обучения 
                школьников, применяют Интернет для общения со своими зарубежными 
                сверстниками. К ним относятся гимназия № 11 им. С.П.Дягилева, 
                школа № 22, школа № 136, лицей № 1 при ПГТУ и др.
               На протяжении нескольких лет информационные службы ОУ г. Перми, 
                объединив усилия, ведут целенаправленную работу по организации 
                школьного Интернет-сообщества через систему городских конкурсов, 
                научно-практических конференций для учащихся и педагогов, проводимых 
                под руководством комитета по образованию и науке городской администрации 
                (ГКОН) и Центра развития образования. В результате этой работы 
                создан Пермский Интернет Клуб - объединение 
                образовательных учреждений города Перми, которые на добровольной 
                и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет 
                и работать в глобальной сети. Система образования г. Перми единственная 
                в России (по крайне мере, о других примерах нам неизвестно) ежегодно 
                формирует компакт-диск "Пермское школьное Интернет-сообщество", 
                содержащий мультимедийные презентации школ и справочную информацию 
                об образовательных Интернет-ресурсах города. Как мы и предполагали, 
                данный диск стал мощным стимулирующим фактором для внедрения в 
                школах г. Перми информационных технологий и хорошим учебным пособием 
                для начинающих. Сейчас на диске содержится информация о 22-х образовательных 
                учреждениях, отражающая ход выполнения образовательных проектов. 
                Ожидаем резкого увеличения числа учреждений, представивших о себе 
                информацию в следующей версии. В этом году диск посвящен 280-летию 
                Перми и дополнен краеведческими данными о Прикамье.
               ОУ г. Перми активно участвуют в реализации различных коммуникационных 
                проектах. Например, многоуровневый проект "Информатизация 
                - приоритетное направление в образовании", выполняемый школами 
                №№ 27, 63, 
                65, 68 Кировского 
                района, высоко оценен пермскими учеными и говорит о готовности 
                и хорошем потенциале наших учреждений в сфере информатизации своей 
                деятельности. 
              Все перечисленное будет являться заделом и ресурсом для более 
                трудоемкой задачи - создания многоцелевой информационной системы 
                управления ОУ. Естественно для достижения объявленной цели мы 
                не можем (из-за временных и финансовых ограничений) изобретать 
                свой доморощенный продукт, а должны использовать многократно внедренные 
                в других сферах компоненты информационных систем фирмы Microsoft 
                corp. такие, как уже знакомое пользователям программное обеспечение 
                MS Office 2000/XP; операционную систему MS Windows 2000/XP; серверные 
                платформы MS Windows 2000 Server (SQL - для СУБД, BizTalk - для 
                процессов делопроизводства, SharePoint - для автоматизированного 
                документооборота), не заставляя людей изучать новый инструментарий; 
                MS Exchange для организации корпоративной почтовой системы. Большое 
                значение будет иметь Интернет-портал системы образования г. Перми, 
                созданный на базе MS Internet Information Services, для объединения 
                информационных ресурсов ОУ и доведения информации внешним организациям, 
                родителям и просто интересующимся пользователям сети Интернет. 
                В ближайшее время Интернет-порталы как инструменты государственного 
                управления в соответствии с федеральной программой "Электронная 
                Россия" будут широко внедряться в государственных учреждениях. 
                Один из разработчиков этих систем Центр информационных и финансовых 
                технологий г. Екатеринбург предложил нам свою помощь в реализации 
                данного подхода. 
              Мы осознаем, что внедрение указанных технологий в управления 
                образованием требует для всех служащих, участвующих в работе с 
                документами, а также директоров и завучей, наличия:
               1) средств вычислительной техники, адекватных по производительности 
                внедряемому программному обеспечению документооборота, обязательна 
                100%-ная оснащенность персональными компьютерами всех работников 
                ОУ, работающих с документами;
                2) средств связи адекватной пропускной способности между всеми 
                рабочими местами;
                3) автоматизированной системы делопроизводства, использующей программное 
                обеспечение, допускающее переход к электронному документообороту;
                4) психологической готовности руководителей к использованию электронных 
                аналогов собственноручной подписи на документе; 
                5) служб и технических возможностей перевода входящих бумажных 
                документов в электронную форму.
                Ряд ключевых компонент создаваемой информационной системы управления 
                ОУ уже созданы: это - программный продукт "Система персонифицированного 
                учета детей и подростков, в отношении которых организованы отдых, 
                оздоровление и временное трудоустройство в летнюю оздоровительную 
                компанию", электронная база данных для мониторинга оборудования 
                и имущества зданий, программа экономики школы; или реализуются 
                через получаемые городской системой образования гранты: программный 
                продукт "Система персонифицированного учета детей, получающих 
                услуги УДО" и программное обеспечение для учета оказываемых услуг 
                в УДО (услуги, оказываемые за бюджетные деньги и платные услуги) 
                в проекте "Введение именного сертификата обучающихся в учреждениях 
                дополнительного образования детей г. Перми"; программное обеспечение 
                для учета дополнительных платных образовательных услуг в проекте 
                "Переход к системе подушевого финансирования общеобразовательных 
                учреждений г. Перми". Нам предстоит в ближайшее время:
               6) превратить Web-страницы школ из "объекта самоутверждения" 
                в элемент Интернет-портала системы образования г. Перми, который 
                содержит строго достоверную информацию, являющуюся необходимым 
                ресурсом для принятия эффективных управленческих решений; 
                7) Web-страницы должны содержать ценную информацию (электронные 
                учебные планы, программы, перечень дополнительных образовательных 
                услуг и т.п.) для родителей, учащихся, ищущих место обучения, 
                потенциальных партнеров ОУ в нашей стране и зарубежом. В городе 
                должны быть организации-кординаторы работ по информатизации управления 
                ОУ:
                8) ЦРО будет заниматься поиском и реализацией перспективных (разовых) 
                проектов и грантов городского и регионального уровня (например, 
                таких как проект модернизации образования Международного банка 
                реконструкции и развития); 
                9) городской информационно-аналитический центр должен реструктурировать 
                свою работу, сориентировав ее на реальное функционирование (сбор 
                статистической информации, наполнение городских баз данных и т.д.). 
                Требуется существенное изменение подходов к своей работе руководителей 
                районного уровня и директоров ОУ: 
                10) директора должны в полной мере овладеть коммуникационными 
                технологиями (например, руководители современных фирм, придя на 
                работу, просматривают свой ящик электронной почты; заходят на 
                сайт вышестоящей организации, отслеживая появления новых распоряжений 
                и нормативных документов); 
                11) предстоит ввести систему электронных дистанционных совещаний 
                председателя ГКОН и руководителей районных управлений образованием, 
                с передачей видеоизображения. На уровне ОУ нам предстоит: 
                12) внедрить программу экономики школы, отслеживающей тотальный 
                учет денежных средств (поступления от дополнительных платных услуг 
                и реализации грантов, средства попечительских советов и т.д.);
                13) по возможности уходить от использования дорогостоящих компьютерных 
                классов к технологиям компьютерной режиссуры урока с применением 
                одного компьютера с мультимедийным проектором особенно при ведении 
                урока учителем-предметником.
              Совместное использование систем электронного делопроизводства 
                и документооборота, Интернет-портала позволит систематизировать 
                и объединять информацию, что облегчает ее анализ и составление 
                отчетных документов. Даст возможность поиска скрытых закономерностей 
                в больших массивах данных для принятия более эффективных решений 
                и действий, основанных на соответствующих технологиях извлечения 
                информации из данных. Информационные безбумажные технологии облегчают 
                процесс производства и управления знаниями. Они создадут основу 
                решений, которые обеспечат автоматизированный и централизованный 
                обмен сведениями, извлекая лишь необходимую информацию из всех 
                доступных источников. И, безусловно, что данные цели могут быть 
                достигнуты только при условии совместной работы всех сотрудников, 
                участвующих в информатизации ОУ.
              И в заключении хочу выразить уверенность в том, что решение проблем 
                эффективного управления образования напрямую связано с решением 
                проблем информатизации и внедрения так называемых регламентов 
                сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. 
              
              Мы надеемся на вашу помощь!