"Кто владеет информацией, тот владеет миром..." -
справедливость этого утверждения трудно отрицать. Поэтому практически
все руководители образовательных учреждений (ОУ) стремятся, в той
или иной мере, автоматизировать процесс хранения информации, облегчить
доступ к ней и повысить уровень ее достоверности. Процесс внедрения
новых информационных технологий (НИТ) в управление ОУ разбивается
на пять направлений:
Все эти направления тесно взаимосвязаны, и западание одного из
них тормозит функционирование всех остальных. Однако на сегодняшний
день можно говорить только о более менее удовлетворительном состоянии
автоматизации бухгалтерского учета в наших школах. Реализация
первых четырех направлений до последнего времени в ОУ г. Перми
не носила системного характера. Естественно здесь имеются объективные
причины: эти направления очень финансово емкие (нужна современная
компьютерная техника, сетевое оборудование, подготовка кадров);
отсутствует единый стандарт программного обеспечения для указанных
целей (уже не один год проводятся федеральные и областные конкурсы
на разработку информационных систем, но пока их результаты слабо
заметны); нет стабильного контингента работников ОУ, проводящих
информатизацию (большая текучесть кадров в этой сфере). Но есть
и субъективные факторы: неготовность многих руководителей к системной
работе по информатизации управления ОУ (нежелание и непонимание
необходимости нововведений); нежелание завучей тратить время и
силы на освоение новых технологий; отсутствие гибкой системы поощрения
сотрудников реализующих новые идеи по внедрению НИТ.
Кроме того, отсутствие единого плана информатизации управления
ОУ на городском уровне: привело к внедрению разных информационных
систем. Так, в школах Мотовилихинского района в последние годы
внедрялся программный комплекс "Офис школы", разработанный городским
информационно-аналитическим центром. А в школах Орджоникидзевского
и Кировского районов внедрялась интегрированная система "Школа",
разработанная при участии Центра развития образования г. Перми
(ЦРО). Остальные районы оставались в роли наблюдателей. Все перечисленные
выше причины привели к тому, что в нашем мегаполисе можно указать
лишь несколько школ, где информатизация управления находится на
долж-ном уровне: школа № 145, лицеи №№ 1 и 3, гимназия № 4.
Тем не менее, в сложных современных условиях (нерегулярное финансирование,
вы-сокая текучесть кадров, постоянное обновление учебных программ,
нормативно-правовых документов и т.д.) со школ никто не снимает
ответственности за качество их основных услуг: производство знаний
учащихся, социализация и здоровьесбережение детей, увеличение
роли семьи в воспитании школьников. Опыт передовых стран показывает,
что улучшить качество предоставляемых услуг невозможно без широкой
информатизации управления ОУ.
Именно поэтому нам предстоит в ближайшее время сосредоточить
свои усилия на реализации первых четырех направлений, обозначенных
в начале. Безусловно, необходимо при этом использовать уже имеющийся
у нас опыт и освоенные ресурсы. Так, в качестве модели реализации
информационной системы управления учебным заведением целесообразно
выбрать хорошо апробированную и работающую систему в школе № 145
г. Перми. Очень важен уровень работы районного органа управления
образованием, компьютеризацию которых нужно завершить в ближайшее
время, взяв на вооружение и доработав схему взаимодействия между
ОУ и отделом образования Орджоникидзевского района.
Наш город является тем редким местом на карте России, где любая
школа, оснащен-ная соответствующим оборудованием и укомплектованная
техническим персоналом, имеет бесплатный доступ в Интернет (в
этом учебном году в объеме 30 часов в месяц). У нас на сегодняшний
день таких учреждений - 130. В этих школах также функционируют
посты электронной почты. Естественно финансирование этого ресурса
так же ведется из городско-го бюджета.
Оборудование постов электронной почты в ОУ, имеющих выход
в Интернет:
1997/98 уч. г. - 48
1998/99 уч. г. - 54
1999/00 уч. г. - 68
2000/01 уч. г. - 70
2001/02 уч. г. - 100
2002/03 уч. г. - 130
|
|
Большую роль в оптимизации информационных сетей и решении перечисленных
задач могут сыграть созданные во многих ОУ школьные информационные
службы (медиацентры), укомплектованные квалифицированными кадрами:
Создание школьных информационных служб (медиацентров) в
г. Перми:
1997/98 уч. г. - 5
1998/99 уч. г - 27
1999/00 уч. г. - 32
2000/01 уч. г. - 42
2001/02 уч. г. - 61
2002/03 уч. г. - 67
|
|
Благодаря усилиям этих подразделений в Перми единственном из
регионов России в 3-й раз подряд существует свой сайт августовского
виртуального педагогического совета (@ПП-2003). Надеемся, что
эта традиция будет продолжена в следующие годы. Радует то, что
начался процесс создания сайтов районных управлений образования
г. Перми. Так, сейчас в Интернете находятся сайты Орджоникидзевского
районного отдела образования и Мотовилихинского
комитета по образованию. Мы ждем появления сайтов у других
районов. Нельзя не сказать о постоянно увеличивающемся количестве
Web-страниц школ г. Перми на сайте ЦРО,
которые создаются при активном участии учащихся. В данный момент
их 50. Хочется отметить хороший дизайн и большую информативность
Web-страниц школы № 145,
гимназии № 11 им. С.П.Дягилева,
гимназии № 4 им. Братьев
Каменских, Лицея №
3, гимназии № 2 и
многих других.
Размещение в Интернет Web-страниц образовательных учреждений:
1997/98 уч. г. - 2
1998/99 уч. г. - 5
1999/00 уч. г. - 17
2000/01 уч. г. - 23
2001/02 уч. г. - 43
2002/03 уч. г. - 50
|
|
Ряд ОУ г. Перми активно используют дистанционные формы обучения
школьников, применяют Интернет для общения со своими зарубежными
сверстниками. К ним относятся гимназия № 11 им. С.П.Дягилева,
школа № 22, школа № 136, лицей № 1 при ПГТУ и др.
На протяжении нескольких лет информационные службы ОУ г. Перми,
объединив усилия, ведут целенаправленную работу по организации
школьного Интернет-сообщества через систему городских конкурсов,
научно-практических конференций для учащихся и педагогов, проводимых
под руководством комитета по образованию и науке городской администрации
(ГКОН) и Центра развития образования. В результате этой работы
создан Пермский Интернет Клуб - объединение
образовательных учреждений города Перми, которые на добровольной
и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет
и работать в глобальной сети. Система образования г. Перми единственная
в России (по крайне мере, о других примерах нам неизвестно) ежегодно
формирует компакт-диск "Пермское школьное Интернет-сообщество",
содержащий мультимедийные презентации школ и справочную информацию
об образовательных Интернет-ресурсах города. Как мы и предполагали,
данный диск стал мощным стимулирующим фактором для внедрения в
школах г. Перми информационных технологий и хорошим учебным пособием
для начинающих. Сейчас на диске содержится информация о 22-х образовательных
учреждениях, отражающая ход выполнения образовательных проектов.
Ожидаем резкого увеличения числа учреждений, представивших о себе
информацию в следующей версии. В этом году диск посвящен 280-летию
Перми и дополнен краеведческими данными о Прикамье.
ОУ г. Перми активно участвуют в реализации различных коммуникационных
проектах. Например, многоуровневый проект "Информатизация
- приоритетное направление в образовании", выполняемый школами
№№ 27, 63,
65, 68 Кировского
района, высоко оценен пермскими учеными и говорит о готовности
и хорошем потенциале наших учреждений в сфере информатизации своей
деятельности.
Все перечисленное будет являться заделом и ресурсом для более
трудоемкой задачи - создания многоцелевой информационной системы
управления ОУ. Естественно для достижения объявленной цели мы
не можем (из-за временных и финансовых ограничений) изобретать
свой доморощенный продукт, а должны использовать многократно внедренные
в других сферах компоненты информационных систем фирмы Microsoft
corp. такие, как уже знакомое пользователям программное обеспечение
MS Office 2000/XP; операционную систему MS Windows 2000/XP; серверные
платформы MS Windows 2000 Server (SQL - для СУБД, BizTalk - для
процессов делопроизводства, SharePoint - для автоматизированного
документооборота), не заставляя людей изучать новый инструментарий;
MS Exchange для организации корпоративной почтовой системы. Большое
значение будет иметь Интернет-портал системы образования г. Перми,
созданный на базе MS Internet Information Services, для объединения
информационных ресурсов ОУ и доведения информации внешним организациям,
родителям и просто интересующимся пользователям сети Интернет.
В ближайшее время Интернет-порталы как инструменты государственного
управления в соответствии с федеральной программой "Электронная
Россия" будут широко внедряться в государственных учреждениях.
Один из разработчиков этих систем Центр информационных и финансовых
технологий г. Екатеринбург предложил нам свою помощь в реализации
данного подхода.
Мы осознаем, что внедрение указанных технологий в управления
образованием требует для всех служащих, участвующих в работе с
документами, а также директоров и завучей, наличия:
1) средств вычислительной техники, адекватных по производительности
внедряемому программному обеспечению документооборота, обязательна
100%-ная оснащенность персональными компьютерами всех работников
ОУ, работающих с документами;
2) средств связи адекватной пропускной способности между всеми
рабочими местами;
3) автоматизированной системы делопроизводства, использующей программное
обеспечение, допускающее переход к электронному документообороту;
4) психологической готовности руководителей к использованию электронных
аналогов собственноручной подписи на документе;
5) служб и технических возможностей перевода входящих бумажных
документов в электронную форму.
Ряд ключевых компонент создаваемой информационной системы управления
ОУ уже созданы: это - программный продукт "Система персонифицированного
учета детей и подростков, в отношении которых организованы отдых,
оздоровление и временное трудоустройство в летнюю оздоровительную
компанию", электронная база данных для мониторинга оборудования
и имущества зданий, программа экономики школы; или реализуются
через получаемые городской системой образования гранты: программный
продукт "Система персонифицированного учета детей, получающих
услуги УДО" и программное обеспечение для учета оказываемых услуг
в УДО (услуги, оказываемые за бюджетные деньги и платные услуги)
в проекте "Введение именного сертификата обучающихся в учреждениях
дополнительного образования детей г. Перми"; программное обеспечение
для учета дополнительных платных образовательных услуг в проекте
"Переход к системе подушевого финансирования общеобразовательных
учреждений г. Перми". Нам предстоит в ближайшее время:
6) превратить Web-страницы школ из "объекта самоутверждения"
в элемент Интернет-портала системы образования г. Перми, который
содержит строго достоверную информацию, являющуюся необходимым
ресурсом для принятия эффективных управленческих решений;
7) Web-страницы должны содержать ценную информацию (электронные
учебные планы, программы, перечень дополнительных образовательных
услуг и т.п.) для родителей, учащихся, ищущих место обучения,
потенциальных партнеров ОУ в нашей стране и зарубежом. В городе
должны быть организации-кординаторы работ по информатизации управления
ОУ:
8) ЦРО будет заниматься поиском и реализацией перспективных (разовых)
проектов и грантов городского и регионального уровня (например,
таких как проект модернизации образования Международного банка
реконструкции и развития);
9) городской информационно-аналитический центр должен реструктурировать
свою работу, сориентировав ее на реальное функционирование (сбор
статистической информации, наполнение городских баз данных и т.д.).
Требуется существенное изменение подходов к своей работе руководителей
районного уровня и директоров ОУ:
10) директора должны в полной мере овладеть коммуникационными
технологиями (например, руководители современных фирм, придя на
работу, просматривают свой ящик электронной почты; заходят на
сайт вышестоящей организации, отслеживая появления новых распоряжений
и нормативных документов);
11) предстоит ввести систему электронных дистанционных совещаний
председателя ГКОН и руководителей районных управлений образованием,
с передачей видеоизображения. На уровне ОУ нам предстоит:
12) внедрить программу экономики школы, отслеживающей тотальный
учет денежных средств (поступления от дополнительных платных услуг
и реализации грантов, средства попечительских советов и т.д.);
13) по возможности уходить от использования дорогостоящих компьютерных
классов к технологиям компьютерной режиссуры урока с применением
одного компьютера с мультимедийным проектором особенно при ведении
урока учителем-предметником.
Совместное использование систем электронного делопроизводства
и документооборота, Интернет-портала позволит систематизировать
и объединять информацию, что облегчает ее анализ и составление
отчетных документов. Даст возможность поиска скрытых закономерностей
в больших массивах данных для принятия более эффективных решений
и действий, основанных на соответствующих технологиях извлечения
информации из данных. Информационные безбумажные технологии облегчают
процесс производства и управления знаниями. Они создадут основу
решений, которые обеспечат автоматизированный и централизованный
обмен сведениями, извлекая лишь необходимую информацию из всех
доступных источников. И, безусловно, что данные цели могут быть
достигнуты только при условии совместной работы всех сотрудников,
участвующих в информатизации ОУ.
И в заключении хочу выразить уверенность в том, что решение проблем
эффективного управления образования напрямую связано с решением
проблем информатизации и внедрения так называемых регламентов
сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Мы надеемся на вашу помощь!