| 
               
                |  |  
                      Внедрение 
                      НИТ в учебный процесс в системе образования г. Перми   Пигилев Олег АлексеевичНачальник отдела информатизации
 Центра развития образования Г. 
                      Перми
 |  Сказать, что ситуация в системе образования г. Перми 
              резко ухудшилась в последнее время, значит казать не правду. Так 
              как все понимают и заявляют о том, что образование является важнейшей 
              отраслью хозяйства нашего государства, начиная от президента РФ 
              до руководителей муниципальных структур. Центральный банк РФ, министерство 
              финансов РФ и министерство экономического развития РФ постоянно 
              говорят о росте ВНП, резком увеличении золотовалютных резервов страны, 
              об укреплении российского рубля и т.п. Пермская область не относится 
              к "аутсайдерам" экономического развития, в нашем регионе проходит 
              эксперимент министерства образования РФ по введению единого государственного 
              экзамена (ЕГЭ). Качество образования в г. Перми продолжает оставаться 
              неплохим, в частности, внедрение новых информационных технологий 
              (НИТ) в учреждениях образования (ОУ) нашего города идет по нарастающей 
              (см. статью председателя ГКОН "Информатизация 
              управления образованием…" на сайте @ПП-2003). С другой стороны, 
              уже длительное время не строится новых школ, заработная плата учителей 
              в прошлом учебном году выросла только на 1%, ряд школ не имеет компьютерных 
              классов или имеет устаревшие и т.д.  На наш взгляд причина в резко обозначившейся в последнее 
              время системной разбалансированности. С одной стороны в г. Перми 
              имеется не мало школ, где образовательные технологии находятся на 
              очень высоком уровне; из регионов России по внедрению НИТ в учебный 
              процесс и по уровню компьютеризации система образования г. Перми 
              находятся на ведущем месте, распространены ряд технологий образования, 
              таких как система дистанционного и развивающего обучения, информатика 
              в начальных классах; постоянно проводятся олимпиады, конкурсы научно-практические 
              конференции школьников; разработаны свои программа экономики школы, 
              интегрированные информационные системы по ведению офиса школы, электронные 
              школьные журналы, доступные родителям через Интернет и пр. С другой 
              стороны, передовой опыт тиражируется в лишь в очень ограниченном 
              количестве школ; интегрированные информационные системы внедрены 
              в меньшинстве ОУ; практически отсутствуют маркетинг и PR-составляющая 
              системы образования, явно на недостаточном уровне проведена информатизация 
              системы управления, слабо проведена автоматизация мониторинга качества 
              образовательных услуг, западает информационно-аналитическая работа.  В сложившихся условиях, что бы не снизить уровень 
              внедрения НИТ в учебный процесс ОУ г. Перми, на наш взгляд, целесообразно 
              сосредоточить усилия в новом учебном году на следующих направлениях 
              работы:  1) оснащение компьютерной техникой школ;2) маркетинг образовательных услуг и PR-деятельность системы образования;
 3) использование парка "домашних" компьютеров;
 4) участие международных, федеральных, областных и городских проектах;
 5) интеграция усилий в модернизации технологий преподавания информатики;
 6) развитие системы дистанционного обучения и дополнительного образования 
              в сфере НИТ;
 7) внедрение НИТ в преподавание школьных предметов;
 8) проведение городских конкурсов по внедрению НИТ.
 1. Важнейшим условием освоения НИТ в учебном процессе 
              является наличие в ОУ компьютерной техники. В этом направлении 
              комитет по образованию и науке администрации г. Перми (ГКОН) 
              и Центр развития образования г. Перми 
              (ЦРО) проводят большую работу, используя всевозможные ресурсы. 
              Так, в 2002/3 учебном году городская система образования, участвуя 
              в различных проектах и программах, освоив средства городского бюджета, 
              осуществила значительное пополнение парка компьютерной техники: 
              167 персональных компьютеров, 75 принтеров, 4 мультимедийных проектора, 
              3 сканера, 37 комплектов (компьютер с сетевым оборудованием) для 
              постов электронной почты в ОУ на сумму 4 294 800 руб. Это позволило 
              создать компьютерные классы:  - в школе № 42 Свердловского района и школе № 121 
              Кировский района (бюджетное финансирование);- в школе № 143 Мотовилихинского района, школе № 16 Орджоникидзевского 
              района и школа № 136 Индустриального района (по "Программе развития 
              системы образования г.Перми до 2005 г");
 - доукомплектовать компьютерные классы в школе № 5 Ленинского района, 
              школах №№ 31 и 120 Дзержинского района.
 
  На основании договоров о взаимной аренде помещения 
              в ОУ и техники компьютерных клубов фирмы "Мегабайт" используются 
              в дневное время в учебном процессе компьютерные классы (16 машин) 
              в школах №№ 43, 47 и 105 Мотовилихинского района, в школах №№ 8 
              и 140 Индустриального района.  Используя спонсорскую помощь ОАО "Мотовилихинские 
              заводы" г. Перми, оборудован компьютерный класс в школе № 118 Мотовилихинского 
              района и на средства фирмы "Крок" г. Москва дооборудован компьютерный 
              класс в Городском дворце творчества юных (7 машин).  Благодаря интеграции усилий департамента образования 
              Пермской области, ГКОН и ЦРО по федеральной программе "Дети России" 
              закуплено 17 компьютерных классов (на сумму 8 млн. руб.) в школы 
              №№ 5, 6, 7, 28, ВСШ №2 и лицей №1 Ленинского р-на; в гимназию № 
              6 Кировского р-на; в лицей №4 и школу № 102 Индустриального р-на; 
              в гимназию № 2, школы №№ 43, 105 и 114 Мотовилихинского р-на; в 
              школу № 41 Свердловского р-на; в школу № 79 Орджоникидзевского р-на; 
              в лицей № 2 и школу № 149 Дзержинского р-на.  Таким образом, используя различные ресурсы, в прошедшем 
              учебном году сформирован 31 компьютерный класс. Однако, учитывая 
              такую скорость оснащения и, что в системе образования г. Перми более 
              четырехсот ОУ, можно подсчитать, следующее обновление вычислительной 
              техники произойдет в указанных учреждениях на много позднее, чем 
              эта техника устареет. Поэтому необходимы дополнительные ресурсы 
              и возможности в новом учебном году.  2. Большое значение имеет рекламно-информационная 
              деятельность ОУ, изучение спроса на различные виды образовательных 
              услуг, работа со средствами массовой информации (СМИ), распространение 
              информации о себе в Интернет, работа с родителями и населением своего 
              микрорайона. Можно привести большое число примеров эффективности 
              этого направления, как с точки зрения образовательных целей, так 
              и в целях улучшения материально-технического обеспечения школ - 
              вплоть до получения от спонсоров современных компьютерных классов. 
              Можно выделить в г. Перми несколько ОУ, которые хорошо освоили данное 
              направление деятельности, и благодаря чему имеют самое лучшее компьютерное 
              оснащение, сравнительно высокую оплату труда учителей информатики 
              и работников школьных информационных служб. Это - школа 
              № 145, гимназия № 11 
              им. С.П.Дягилева, гимназия 
              № 4 им. Братьев Каменских, Лицей 
              № 3, гимназия № 2. 
              Их Web-страниц имеют хороший дизайн, большую информативность, о 
              них часто пишут и сообщают местные СМИ.  Указанная работа приобретает еще большое значение 
              в связи с введением подушевого финансирования. Родители выберут 
              наиболее "раскрученные" учебные заведения, о которых имеется легко 
              доступная информация и которые предоставляют наибольший спектр образовательных 
              услуг.  3. Хорошим резервом для изучения НИТ является парк 
              "домашних" компьютеров, которые находятся в распоряжении учащихся 
              школ и их родителей. Этот парк подвержен более быстрой, по сравнению 
              со школой, модернизации и обновлению программных средств, нередко 
              оснащен выходом в Интернет, имеет хорошую подборку учебных компакт-дисков. 
              Такие ученики могут оказать существенную помощь учителю и руководителю 
              школьной информационной службы на занятиях и при оснащении школьного 
              компьютерного класса, с удовольствием принимают заказ своего учебного 
              заведения на создание электронных газет и элементов Web-страниц. 
              Перед образованием стоит методологическая задача - сделать этот 
              ресурс еще более эффективным и заставить работать его в нужном направлении 
              так, чтобы он стал составной частью информационной сети ОУ.  4. Широкие возможности для учебных заведений по получению 
              грантов, техники, возможностей участия в международных конференциях 
              и смотрах, обнародованию своих наработок и достижений, привлечению 
              учащихся к изучению сетевых технологий открывают международные и 
              всероссийские проекты, примером которых могут служить:  - реализуемый с 2004 г. и инициируемый Министерством 
              образования Российской Федерации и Международным банком реконструкции 
              и развития (МБРР) федеральный проект "Информатизация системы образования" 
              по созданию в нашей области сети межшкольных методических центров 
              (ММЦ), действующих под руководством регионального координационного 
              центра (в Областном центре педагогической 
              информации). Проект предполагает создание в Пермской области 
              на базе ОУ 43-х ММЦ, укомплектованных современной компьютерной техникой 
              и получающих средства для заработной платы своих сотрудников от 
              МБРР;  - региональный проект "Введение именного сертификата 
              обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей г. Перми", 
              который предполагает поставку в учреждения дополнительного образования 
              (УДО) компьютерной техники и сетевого оборудования для организации 
              информационной системы "Система персонифицированного учета детей, 
              получающих услуги УДО", функционирующей на основе разрабатываемого 
              программного обеспечения (информация о проекте появится в ближайшее 
              время на сайте ЦРО);  - городской проект "Переход к системе подушевого финансирования 
              общеобразовательных учреждений г. Перми", предполагающий разработку 
              программного обеспечения для учета дополнительных платных образовательных 
              услуг. Думаем, что эти проекты заставят городскую систему образования 
              уже в ближайшее время создать посты электронной почты во всех ОУ 
              г. Перми.  Важны проекты и гранты, самостоятельно найденные и 
              реализуемые отдельными ОУ. Эти проекты позволяют в целях освоения 
              НИТ привлекать учащихся и способствуют поднятию авторитета учебного 
              заведении в качестве центра информатизации в своем районе. Примером 
              удачной инициативной разработки является многоуровневый проект "Информатизация 
              - приоритетное направление в образовании", выполняемый школами 
              №№ 27, 63, 65, 
              68 Кировского района, который высоко оценен пермскими учеными 
              и говорит о готовности и хорошем потенциале наших учреждений в сфере 
              информатизации своей деятельности.  5. Не смотря на все большее влияние рыночных отношений 
              на систему образования со школ никто не снимает ответственности 
              за качество и содержание обучения всех школьников. В этом плане 
              наиболее трудоемким является предмет информатики, т.к. этот раздел 
              науки имеет ускоренное развитие и без интеграции усилий за ним не 
              угнаться. В новом учебном году мы будем продолжать сотрудничество 
              с учебным центром "Информатика" Пермского государственного университета 
              (ПГУ), который традиционно организует и проводит в своих стенах 
              Рождественские чтения для учителей, занятых преподаванием и внедрением 
              НИТ.  Будет продолжена совместная работа ЦРО и ПГУ по организации 
              и проведению командной олимпиады по базовому курсу информатики среди 
              школ г. Перми.  6. Очевидно, что во всех ОУ г. Перми не удастся достичь 
              одинакового уровня преподавания НИТ из-за разной оснащенности компьютерной 
              техникой, возможности доступа к Интернет и разной укомплектованности 
              квалифицированными кадрами. Здесь могут помочь районные Интернет-классы, 
              на базе которых можно организовать различные формы дополнительного 
              образования для школьников, увлекающихся изучением НИТ. Работа по 
              созданию новых Интернет-классов коллективного пользования будет 
              продолжена.  В этом отношении перспективно развитие системы дистанционного 
              обучения в г. Перми, которая позволит школьникам изучать дополнительные 
              профильные курсы и факультативы у квалифицированных педагогов на 
              расстоянии. К сожалению, дистанционные курсы в сфере НИТ для школьников 
              и учителей-предметников даже в ведущих московских вузах предполагают 
              наличие завидной усидчивости и упорства у слушателей, что для большего 
              контингента молодой аудитории является неприемлемым. Поэтому пока 
              до появления более прогрессивных технологий следует проводить дистанционные 
              курсы, предполагающие использование разовых реальных учебных мероприятий 
              (семинары, конференции и мастер-классы), а также хорошо иллюстрированные 
              бумажные пособия. С этой целью для поддержки дистанционных курсов 
              для школьников и учителей-предметников по освоению НИТ в виртуальной 
              школе (http://www.diaghilev.perm.ru/vschool/), 
              созданной на базе гимназии № 11 им. С.П.Дягилева, в ЦРО разработано 
              методическое пособие: Пигилев О.А., Галузин К.С., Жеребцова Н.А. 
              Построение информационных сетей в образовательных учреждениях: Методическое 
              пособие/ ЦРО. - Пермь, 2003. - 116 с.: ил.  Будет продолжена работа по созданию в ОУ филиалов 
              общественной организации "Пермский Интернет Клуб" 
              - объединения образовательных учреждений города Перми, которые на 
              добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать 
              Интернет и работать в глобальной сети.  7. Ведущие педагоги-предметники ОУ г. Перми давно 
              осознали необходимость применения НИТ в своей работе. Однако их 
              возможности сильно ограничены, т.к. имеющийся в школе единственный 
              компьютерный класс, как правило, сильно перегружен. В этой связи 
              очень удачным подходом к проблеме является методика применения компьютерной 
              режиссуры урока, созданной в школе 
              № 145 г. Перми, в которой имеется возможность отхода от использования 
              дорогостоящих компьютерных классов к технологиям применения одного 
              компьютера с мультимедийным проектором. Городская система образования 
              должна распространить данный опыт.  Следует использовать любую возможность прохождения 
              бюджетных курсов по НИТ, проводимых организациями областного подчинения 
              - ПРИПИТ 
              и ПОИПКРО, 
              а также пермскими вузами. 
             8. Практика предыдущих лет показала большую эффективность 
              городских и областных конкурсов по внедрению НИТ в учебный процесс. 
              Безусловно, в новом учебном году эта работа будет продолжена. В 
              частности, уже запланирован на осень 2003 г. городской конкурс школьной 
              электронной прессы "Золотое перо", который традиционно проходит 
              на базе лицея № 3 Индустриального 
              района, с каждым годом расширяя количество участников. В рамках 
              областного конкурса научно-исследовательских работ учащихся будет 
              продолжена работа городской научно-практической конференции учащихся 
              и учителей "Интернет 
              и общество" на базе Дворца 
              творчества юных г. Перми, которая посвящена гуманитарным аспектам 
              развития глобальной сети.  Нужно обсудить на методобъединениях целесообразность 
              и содержание городских конкурсов учителей-предметников по созданию 
              урока с компьютерной режиссурой и учителей-информатиков по созданию 
              дистанционного курса.  Мы надеемся на продолжение совместной работы с Вами! 
             Скопировать архив этой статьи (article2.zip)     ![]()   
   School 
              banner network
  
             
 ![]() 
 |